Самсыка А.А. Культурно-просветительская деятельность Рериховских организаций на примере Мурманской области. Наука и бизнес на Мурмане. 2012, № 2, с. 42 - 58.
А. А. Самсыка. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 55 готовились искусствоведческие лектории, устраи вались выставки, презентации. Звучали такие гемы, как «Сказка в изобразительном искусстве», «Творчество художников И. Билибина, М. Вру беля, В. Васнецова, Н. Рериха и С. Рериха», «Север в жизни и творчестве Н. К. Рериха», «Знамя Мира для детей» и другие. В летний период на базе дет ской библиотеки проводились мероприятия для детей из летних лагерей г. Мурманска. Сами дети также принимали участие в меро приятиях, проводимых Рериховским обществом. Рериховские чтения и конференции в областной научной библиотеке неоднократно завершались концертными программами студентов Мурман ского областного музыкального училища, воспи танников Домадегского творчества имени А. Бре дова, демонстрировались выставки детского ри сунка о Космосе. Уделяя внимание культуре в воспитании детей, надо подчеркнуть, что воспи тание — это питание души. Все мероприятия Мурманского Рериховского общества проходят под Знаменем Мира. Идеи этого Знамени находят отклик и в детских сердцах. Об этом можно привести слова Н. К. Рериха: «С чего же начать? Прежде всего, с молодежи. Каж дый может найти доступ к какой-либо школе и ска зать там доброе слово о значении культурных цен ностей, об охранении их. Молодежь часто не пред ставляет себе, что культурные ценности являются величайшим народным достоянием. Ведь народ должен уметь оберечь их для будущих поколений. Молодые сотрудники принесут в семьи этот зов, многие сердца, подавленные каждодневным бытом, загорятся благостным светом о прекрасной жизни. Молодые сотрудники напишут школьные сочинения о мирном труде во имя народного до стояния. Они соберут данные о памятниках всех веков и народов, находящихся в их округе. Свет сотрудничества озарит их умы. Наверное, найдутся и учителя, примкнувшие к культурному строи тельству. В добрый путь!» (Рерих, 2002. V. С. 312). Е. И. Рерих в одном из своих писем приводит слова Н. К. Рериха: «Невежественный человек сначаладолжен стать цивилизованным, потом об разованным; став образованным, он делается ин теллигентным, затем следует утончённость и со знание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры». Елена Ивановна Рерихдобав- ляет, приводя эту цитату, — «Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания...» (Рерих, 1999. VI. С. 198). Выставка репродукций картин Н. К. Рериха «Рерих и Север» Мурманский областной художественный музей. Мурманское Рериховское общество, 2009 г. В другом своем письме Е. И. Рерих пишет: «...окончание того или иного высшего заведения еще не дает того налета, который мы называем культурностью. Можно быть цивилизованным, образованным человеком и все же оставаться не культурным. Культура проявляется там, где есть синтез» (Рерих, 1999. VI. С. 198). Какое большое значение проблемам культуры придавали Рерихи можно видеть из следующего вы сказывания Елены Ивановны: «Культура страшно упала во всех странах и продолжает быстро ка титься под гору. В страстно поредевших интелли гентных, культурных слоях населения раздается один вопль - спасите Культуру! Многие дисцип лины, с таким трудом поддерживаемые в тяжкие времена войны и народных смут, вымирают окон чательно за отсугствием интереса к ним среди огру бевшего населения. Но сколько времени и страст ных усилий придется затратить, чтобы восстано вить, ибо многое будет утрачено и безвозвратно. Человечество не может превратиться в роботов цивилизации, оно не просуществует и нескольких столетий. Оно должно осознать, что без корней и основ ничто не может стоять. И потому Основы Гуманизма должны быть охраняемы в каждой стране, которая хочет жить и процветать. Итак, судьба многих стран, а может быть, и существова ние всей нашей планеты в руках самого человече ства» (Рерих, 2009. VII. С. 212). В Учении Живой Этики сказано: «Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху. Так Культура будет произнесена как единственная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz