Самсыка А.А. Культурно-просветительская деятельность Рериховских организаций на примере Мурманской области. Наука и бизнес на Мурмане. 2012, № 2, с. 42 - 58.

А. А. Самсыка. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 55 готовились искусствоведческие лектории, устраи ­ вались выставки, презентации. Звучали такие гемы, как «Сказка в изобразительном искусстве», «Творчество художников И. Билибина, М. Вру ­ беля, В. Васнецова, Н. Рериха и С. Рериха», «Север в жизни и творчестве Н. К. Рериха», «Знамя Мира для детей» и другие. В летний период на базе дет ­ ской библиотеки проводились мероприятия для детей из летних лагерей г. Мурманска. Сами дети также принимали участие в меро ­ приятиях, проводимых Рериховским обществом. Рериховские чтения и конференции в областной научной библиотеке неоднократно завершались концертными программами студентов Мурман ­ ского областного музыкального училища, воспи ­ танников Домадегского творчества имени А. Бре ­ дова, демонстрировались выставки детского ри ­ сунка о Космосе. Уделяя внимание культуре в воспитании детей, надо подчеркнуть, что воспи ­ тание — это питание души. Все мероприятия Мурманского Рериховского общества проходят под Знаменем Мира. Идеи этого Знамени находят отклик и в детских сердцах. Об этом можно привести слова Н. К. Рериха: «С чего же начать? Прежде всего, с молодежи. Каж ­ дый может найти доступ к какой-либо школе и ска ­ зать там доброе слово о значении культурных цен ­ ностей, об охранении их. Молодежь часто не пред ­ ставляет себе, что культурные ценности являются величайшим народным достоянием. Ведь народ должен уметь оберечь их для будущих поколений. Молодые сотрудники принесут в семьи этот зов, многие сердца, подавленные каждодневным бытом, загорятся благостным светом о прекрасной жизни. Молодые сотрудники напишут школьные сочинения о мирном труде во имя народного до ­ стояния. Они соберут данные о памятниках всех веков и народов, находящихся в их округе. Свет сотрудничества озарит их умы. Наверное, найдутся и учителя, примкнувшие к культурному строи ­ тельству. В добрый путь!» (Рерих, 2002. V. С. 312). Е. И. Рерих в одном из своих писем приводит слова Н. К. Рериха: «Невежественный человек сначаладолжен стать цивилизованным, потом об ­ разованным; став образованным, он делается ин ­ теллигентным, затем следует утончённость и со ­ знание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры». Елена Ивановна Рерихдобав- ляет, приводя эту цитату, — «Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания...» (Рерих, 1999. VI. С. 198). Выставка репродукций картин Н. К. Рериха «Рерих и Север» Мурманский областной художественный музей. Мурманское Рериховское общество, 2009 г. В другом своем письме Е. И. Рерих пишет: «...окончание того или иного высшего заведения еще не дает того налета, который мы называем культурностью. Можно быть цивилизованным, образованным человеком и все же оставаться не ­ культурным. Культура проявляется там, где есть синтез» (Рерих, 1999. VI. С. 198). Какое большое значение проблемам культуры придавали Рерихи можно видеть из следующего вы ­ сказывания Елены Ивановны: «Культура страшно упала во всех странах и продолжает быстро ка ­ титься под гору. В страстно поредевших интелли ­ гентных, культурных слоях населения раздается один вопль - спасите Культуру! Многие дисцип ­ лины, с таким трудом поддерживаемые в тяжкие времена войны и народных смут, вымирают окон ­ чательно за отсугствием интереса к ним среди огру ­ бевшего населения. Но сколько времени и страст ­ ных усилий придется затратить, чтобы восстано ­ вить, ибо многое будет утрачено и безвозвратно. Человечество не может превратиться в роботов цивилизации, оно не просуществует и нескольких столетий. Оно должно осознать, что без корней и основ ничто не может стоять. И потому Основы Гуманизма должны быть охраняемы в каждой стране, которая хочет жить и процветать. Итак, судьба многих стран, а может быть, и существова ­ ние всей нашей планеты в руках самого человече ­ ства» (Рерих, 2009. VII. С. 212). В Учении Живой Этики сказано: «Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху. Так Культура будет произнесена как единственная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz