Самсыка А.А. Культурно-просветительская деятельность Рериховских организаций на примере Мурманской области. Наука и бизнес на Мурмане. 2012, № 2, с. 42 - 58.
52 БЕРЕГА И ОСТРОВА КУЛЬТУРЫ влияют на развитие сознания и практики, и по тому, говоря об идеях космизма в образовании, было бы неверно затронуть лишь вопросы содер жания обучения - программ, учебников, учебных планов...Через допущение постулата духовного мы можем обнаружить целый свод нескончаемых идей космизма, которые помогут нам по-новому взглянуть на разные сферы нашей жизни, в том числе на образование. Такое допущение даст им пульс обновлению педагогического сознания» (Амонашвили, 2004. С. 295). В 2007 году в Международном Центре Рерихов прошла конференция под названием «Живая Этика и наука». В опубликованных материалах этой конференции говорится: «Человечество вошло в XXI век, обремененное серьезными про блемами социального, политического и экологи ческого порядка. По оценке экспертов, эти про блемы носят кризисный характер. Речь идет о вы живании человечества и о сохранении Земли как планеты, по крайней мере, о сохранении ее био сферы. Решить эти проблемы традиционными ме рами уже невозможно. Необходимо радикальное изменение поведения человечества на планете. А это требует, прежде всего, качественного измене ния его сознания. Однако нельзя выработать пра вильную стратегию, не имея адекватного пред ставления о мире, в котором мы живем. Человече ство есть часть единого космического организма, мы связаны с Космосом тысячами зримых и не зримых нитей. Это хорошо понимали древние фи лософы, ярко выражали русские философы и уче- ные-космисты. К этому представлению подошла и наука на рубеже XX-XXI веков. Выдающиеся от крытия в области астрофизики, космологии, фи зики высоких энергий, биологии вводят нас в мир новых форм материи и энергии. Расширяются представления о геометрии мира, Космос ока зался многомерным. Мы стоим на пороге ради кального изменения научной парадигмы. Идеи синергетики, изучающей поведение сложных больших систем, экологии, совместной непроти воречивой эволюции человеческого общества и природы, должны лечь в основу нового космиче ского мышления. “ Никогда еще судьбы будущего человечества, — писал Чижевский, — не зависели так от мудрости человека и от добрых велений его сердца, как сейчас ” » (Материалы Международной научно-общественной конференции, 2007, С. 5). Все это заставляет задуматься и о новых путях подхода к решению проблем культуры в целом и каждом регионе в отдельности. И Мурманская область не должна быть исключением. Конференция акцентировала внимание наряде научных проблем таких, как «Живая Этика и наука: пути взаимодействия», «Специфика новой системы познания и возможности ее применения в современной науке» и другие. Международному Центру Рерихов конференция предложила обра титься в Высшую аттестационную комиссию Ми нистерства образования ввести индекс на новую научную специальность, связанную с изучением наследия Рерихов, Живой Этики и космического мышления. Научному отделу МЦР было рекомен довано расширить сотрудничество с государст венными университетами, академическими орга низациями, издательствами с целью осуществле ния совместных исследований Живой Этики и творческого наследия Рерихов. Мурманским Рериховским обществом, в рам ках своих возможностей, эти идеи проводятся в жизнь в своем регионе, но хотелось бы также на ладить сотрудничество с образовательными уч реждениями Мурманской области для более ши рокой популяризации материалов московских международных научно-общественных конферен ций и культурного наследия семьи Рерихов. На основе материалов этих конференций чле нами Мурманского Рериховского общества были проведены конференции, Рериховские чтения в г. Мурманске и г. Североморске. В подготовлен ных выступлениях членов общества и его гостей, представителей сферы культуры и образования, звучали идеи космизма и нового космического мышления, раскрывались основные положения Учения Живой Этики, поднимались вопросы культуры. В 2011 году в областной научной библиотеке г. Мурманска прошли IX Рериховские чтения под названием «Космос — взгляд в Будущее». В них принимали участие работники Музея авиации Се верного флота* в поселке Сафоново Мурманской области. Размышляя о вопросах культуры, которые ка саются также сферы образования и педагогики, не обходимо сказать еще об одной важной проблеме. На рубеже двух столетий XX-XXI веков в обще ство приходит новое поколение удивительных детей. На Западе и в Америке их называют детьми Индиго, по цвету ауры. В России их называют по- другому — дети нового сознания. По своему разви тию они оставляют далеко позади себя своих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz