Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.

48 РЕРИХИ. ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРЫ Здоровье возвращается, и Рерих снова присту ­ пает к работе, путешествует по северному краю. Художником написано эссе «Финляндия», благо ­ даря которому стали известны все адреса пребы ­ вания Н. К. Рериха в Сортавале и Финляндии, маршруты его путешествий, время выставок. Это Юхинлахти, ИенеценТалу, остров Тулола, Валаам, Выборг, Стокгольм, Турку, Лохья, Иматра и др. Написано множество картин, стихов, очерков. В 1917 г. пишется картина «Покаяние», на которой изображён собор в стиле суровой северной готики. Рерих пишет пьесу «Милосердие», где место проис ­ ходящих событий - Север. В пьесе действуют Ста ­ рейшины, Вестники, Женщины, Воины. Вестники сообщают о гибели народов, о гибели Культуры. За период 1916-1919 гг. художником написано множество стихотворений, впоследствии соста ­ вивших книгу «Цветы Мории». Стихи написаны трёхсложным верлибром, так называемые белые стихи. Написана автобиографическая повесть «Пламя», где в форме письма герой рассказывает о драматических событиях, происшедших с ним в России. Рерих описывает экзотичную карельскую природу. В повести автор с любовью говорит о суровом крае: «Вообще помни о Севере. Если кто- нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что он Севера не знает. Ту радость и бодрость и силу, какую даёт Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без пред ­ убеждений. Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуноч ­ ных восходов? Такое чудо северных сияний?» (Ни ­ колай Рерих, 1999. С. 224). Н. К. Рерих переписывается с А. Бенуа, делится своими впечатлениями о Севере и творческими планами. В Финляндии крепкая дружба связывает Рериха с Леонидом Андреевым. Это было духов ­ ное родство. Они много общались, переписыва ­ лись. Но оторванность от России они переживали по-разному. Леонид Андреев испытывает мучи ­ тельный кризис, жалуется Рериху на глубокую тоску, безысходность. Рерих же тоже некоторое время, находясь в неопределённости, не испыты ­ вал отчаяния. Где бы ни находился Рерих, он везде творил во имя Родины. В своём дневнике он писал: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского на ­ рода!» (Сойни, 1987. С. 58). Очарованный природой Севера, Николай Кон ­ стантинович создаёт сюиту картин «Карелия» и сюиту «Героика» (1917), рассказывающую о пути подвижников. Эти картины выставлялись в Шве ­ ции, Дании, Финляндии и имели большой успех. В 1919 г. в день открытия Рериховской выставки в Финляндии в газете «Русская жизнь» была опуб ­ ликована статья Леонида Андреева «Держава Ре ­ риха», в которой писатель говорит о том Севере, который он увидел на картинах Н. Рериха: «Дело в том, что не занесенная на карты держава Рериха лежит также на Севере. И в этом смысле (но только в этом) Рерих — единственный поэт Се ­ вера, единственный певец и толкователь его ми- стически-гаинственной души, глубокой и мудрой, как его черные скалы, созерцательной и нежной, как бледная зелень северной весны, бессонной и светлой, как его белые и мерцающие ночи. Это не тот мрачный Север художников-реалистов, где конец свету и жизни, где Смерть воздвигла свой ледяной, сверкающий трон и жадно смотрит на жаркую землю белесыми глазами, — здесь начало жизни и света, здесь колыбель мудрости и свя ­ щенных слов о Боге и человеке, об их вечной любви и вечной борьбе» (Сойни, 2001. С. 78). Много тёплых отзывов о выставках картин Н. К. Ре ­ риха было написано финскими критиками. В пейзажах северной природы художник изоб ­ ражает озёра, облака северного неба, сосны, скалы, седые валуны, мхи, ягель. Один из пейзажей так и называется - «Седая Финляндия» (1907). В других работах показаны иные краски контрастного Се ­ вера — яркий ковёр из цветов и ягод, на котором выступают скалы разных оттенков. Написана серия изумительных зимних пейзажей, где Север пред ­ ставлен торжественно, величаво и загадочно. Особое место в пейзажах Рериха занимают облака. Худож ­ ник создаёт особый образ неба, тем самым прибли ­ жаясь к космической теме. Это целая серия картин — «Облака» (1917) (несколько вариантов), «Небесный бой» (1912) (см. 3-ю сторонку обложки), «Веления неба» (1915). В этих работах облака занимают почти всё пространство полотна, они несут в себе мощь и энергию, по ним люди предугадывают свою судьбу. В серии картин «Вечные всадники» (1918) облака изображены в виде всадников — не ­ бесных рыцарей. Фантазия художника преобразует облака в небесные замки, загадочные миражи. В статье «Единство», которую Рерих написал в местечке Юхинлахти (в переводе — соединяющий залив), он пишет: «В хвойном бору рождается звон. Хранят звон скалы и камни. В озёра звон

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz