Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.
48 РЕРИХИ. ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРЫ Здоровье возвращается, и Рерих снова присту пает к работе, путешествует по северному краю. Художником написано эссе «Финляндия», благо даря которому стали известны все адреса пребы вания Н. К. Рериха в Сортавале и Финляндии, маршруты его путешествий, время выставок. Это Юхинлахти, ИенеценТалу, остров Тулола, Валаам, Выборг, Стокгольм, Турку, Лохья, Иматра и др. Написано множество картин, стихов, очерков. В 1917 г. пишется картина «Покаяние», на которой изображён собор в стиле суровой северной готики. Рерих пишет пьесу «Милосердие», где место проис ходящих событий - Север. В пьесе действуют Ста рейшины, Вестники, Женщины, Воины. Вестники сообщают о гибели народов, о гибели Культуры. За период 1916-1919 гг. художником написано множество стихотворений, впоследствии соста вивших книгу «Цветы Мории». Стихи написаны трёхсложным верлибром, так называемые белые стихи. Написана автобиографическая повесть «Пламя», где в форме письма герой рассказывает о драматических событиях, происшедших с ним в России. Рерих описывает экзотичную карельскую природу. В повести автор с любовью говорит о суровом крае: «Вообще помни о Севере. Если кто- нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что он Севера не знает. Ту радость и бодрость и силу, какую даёт Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без пред убеждений. Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуноч ных восходов? Такое чудо северных сияний?» (Ни колай Рерих, 1999. С. 224). Н. К. Рерих переписывается с А. Бенуа, делится своими впечатлениями о Севере и творческими планами. В Финляндии крепкая дружба связывает Рериха с Леонидом Андреевым. Это было духов ное родство. Они много общались, переписыва лись. Но оторванность от России они переживали по-разному. Леонид Андреев испытывает мучи тельный кризис, жалуется Рериху на глубокую тоску, безысходность. Рерих же тоже некоторое время, находясь в неопределённости, не испыты вал отчаяния. Где бы ни находился Рерих, он везде творил во имя Родины. В своём дневнике он писал: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского на рода!» (Сойни, 1987. С. 58). Очарованный природой Севера, Николай Кон стантинович создаёт сюиту картин «Карелия» и сюиту «Героика» (1917), рассказывающую о пути подвижников. Эти картины выставлялись в Шве ции, Дании, Финляндии и имели большой успех. В 1919 г. в день открытия Рериховской выставки в Финляндии в газете «Русская жизнь» была опуб ликована статья Леонида Андреева «Держава Ре риха», в которой писатель говорит о том Севере, который он увидел на картинах Н. Рериха: «Дело в том, что не занесенная на карты держава Рериха лежит также на Севере. И в этом смысле (но только в этом) Рерих — единственный поэт Се вера, единственный певец и толкователь его ми- стически-гаинственной души, глубокой и мудрой, как его черные скалы, созерцательной и нежной, как бледная зелень северной весны, бессонной и светлой, как его белые и мерцающие ночи. Это не тот мрачный Север художников-реалистов, где конец свету и жизни, где Смерть воздвигла свой ледяной, сверкающий трон и жадно смотрит на жаркую землю белесыми глазами, — здесь начало жизни и света, здесь колыбель мудрости и свя щенных слов о Боге и человеке, об их вечной любви и вечной борьбе» (Сойни, 2001. С. 78). Много тёплых отзывов о выставках картин Н. К. Ре риха было написано финскими критиками. В пейзажах северной природы художник изоб ражает озёра, облака северного неба, сосны, скалы, седые валуны, мхи, ягель. Один из пейзажей так и называется - «Седая Финляндия» (1907). В других работах показаны иные краски контрастного Се вера — яркий ковёр из цветов и ягод, на котором выступают скалы разных оттенков. Написана серия изумительных зимних пейзажей, где Север пред ставлен торжественно, величаво и загадочно. Особое место в пейзажах Рериха занимают облака. Худож ник создаёт особый образ неба, тем самым прибли жаясь к космической теме. Это целая серия картин — «Облака» (1917) (несколько вариантов), «Небесный бой» (1912) (см. 3-ю сторонку обложки), «Веления неба» (1915). В этих работах облака занимают почти всё пространство полотна, они несут в себе мощь и энергию, по ним люди предугадывают свою судьбу. В серии картин «Вечные всадники» (1918) облака изображены в виде всадников — не бесных рыцарей. Фантазия художника преобразует облака в небесные замки, загадочные миражи. В статье «Единство», которую Рерих написал в местечке Юхинлахти (в переводе — соединяющий залив), он пишет: «В хвойном бору рождается звон. Хранят звон скалы и камни. В озёра звон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz