Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.
А. А. Самсыка. СЕВЕР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. РЕРИХА 47 гранен, что различное освещение всего в нём об рисованного возможно более чем где либо... Для меня очаг — это священный неугасимый огонь, который с доисторических времён собирал вокруг себя человеческий коллектив. Был ли это огонь домашнего очага, т.е. очага семьи, был ли это очаг племени, очаг храма или какого-нибудь божества, но всегда только он собирал вокруг себя людей и только около него они становились самими собою...К тому же очагу возвращается Гюнт в конце своей жизни, ибо только около него, у ног его жрицы, Сольвейг может он найти своё счастье» (Рерих, 1999. С. 398). Судя по многочис ленным декорациям и костюмам, созданным ху дожником, можно сделать вывод о том, что Нико лай Константинович вдеталях изучил норвежский народный костюм и уклад жизни народа. Рериховские пейзажи узнаваемы сразу. Это глу бокие контрастные цвета — синие, фиолетовые, изумрудные, оранжево-жёлтые. Рериховские пей зажи - это берег северного моря, низкий и плос кий, это невысокие сосны и валуны. Живописец обогатил любимый им Север особыми красками. В его полотнах и сказках отражены сказания се верных народов о нойдах, колдунах, великанах. Николай Константинович увлечён Севером и как художник, и как учёный — историк и археолог. Н. К. Рерих знакомится с северной архитектурой. В 1913 г. Рерих пишет эскизы декораций к пьесе бельгийского драматурга М. Метерлинка «Прин цесса Мален». В этих работах прослеживается глу бокое знание художником северной архитектуры. В 1916 г. Николай Константинович заболел вос палением лёгких. Эта болезнь преследовала его с детства. Врачи пришли к заключению, что жить в таком крупном городе, как Петроград ему проти вопоказано. Но чтобы не удаляться отдел, Рерих арендовал в Сердоболе (Сортавала) дом у самых Ладожских шхер и среди соснового леса и пере ехал туда с семьёй. Близость к Петрограду позво ляла ему время от времени выезжать туда и зани маться делами школы Общества поощрения худо жеств. Несмотря на болезнь, Рерих не отошёл совсем от общественной деятельности. В марте 1917 г. М. Горький собрал большую группу худож ников, писателей, артистов для того, чтобы соз дать комиссию по делам искусства. На совещании избрали комитет из двенадцати человек, куда вошёл и Н. К. Рерих. Горький, Рерих, Бенуа и До- бужинский написали заявление в Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором созданная ко миссия предлагала свои силы в распоряжение Совета для разработки вопросов охраны памятни ков, составления проекта положения об органе, ведающем делами изящных искусств и ещё неко торые предложения. Такое же предложение было направлено и Временному правительству. Всё это нашло отклик в Совете. Другая часть художников, писателей и общественных деятелей предлагали создать министерство изящных искусств, где пред лагали Рериху занять пост министра. Но Н. К. Ре рих решительно отказался от этого предложения и поддержал комиссию двенадцати, признанную Советом рабочих и солдатских депутатов. Из Сер- доболя он писал в Петроград: «Я прослужил ис кусству 25 лет, по мере сил защищал русское на родное достояние и подготовлял путь для моло дых, буду счастлив, если мой опыт послужит на пользу будущим деятелям искусства» (Беликов, Князева, 1973. С. 131). Между тем, приступы болезни порой так обост рялись, что Николай Константинович в мае 1917 г. составил завещание: «Все, чем владею, все, что имею получить, завещаю жене моей Елене Ива новне Рерих. Тогда, когда она найдет нужным, она оставит в равноценных частях нашим сыновьям Юрию и Святославу. Пусть живут дружно и со гласно и трудятся на пользу Родины. Прошу Рус ский народ и Всероссийское Общество Поощре ния художеств помочь семье моей, помочь, помня, что я отдал лучшие годы и мысли на служение рус скому художественному просвещению. Предо ставляю Музею Русского Искусства при Школе, мною учрежденному, выбрать для Музея одно из моих произведений как мой посмертный дар. Прошу друзей моих помянуть меня добрым словом, ибо для них я был добрым другом. 1 мая 1917 г., Петроград. Художник Николай Констан тинович Рерих» (Беликов, Князева, 1973. С. 129). О тяжёлом состоянии здоровья художника со общается в газетах. Рерих живёт в Сердоболе, от директорства в школе Общества поощрения художеств вынужден отказаться. А летом 1918 г. здоровье Николая Кон стантиновича несколько окрепло, климат Каре лии, тишина, свежий ветер с Ладоги оказались це лительными. Но назревают политические собы тия, и вскоре государственная граница между Финляндией и Россией была наглухо закрыта. Сердоболь стал Сортавала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz