Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.

А. А. Самсыка. СЕВЕР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. РЕРИХА 47 гранен, что различное освещение всего в нём об ­ рисованного возможно более чем где либо... Для меня очаг — это священный неугасимый огонь, который с доисторических времён собирал вокруг себя человеческий коллектив. Был ли это огонь домашнего очага, т.е. очага семьи, был ли это очаг племени, очаг храма или какого-нибудь божества, но всегда только он собирал вокруг себя людей и только около него они становились самими собою...К тому же очагу возвращается Гюнт в конце своей жизни, ибо только около него, у ног его жрицы, Сольвейг может он найти своё счастье» (Рерих, 1999. С. 398). Судя по многочис ­ ленным декорациям и костюмам, созданным ху ­ дожником, можно сделать вывод о том, что Нико ­ лай Константинович вдеталях изучил норвежский народный костюм и уклад жизни народа. Рериховские пейзажи узнаваемы сразу. Это глу ­ бокие контрастные цвета — синие, фиолетовые, изумрудные, оранжево-жёлтые. Рериховские пей ­ зажи - это берег северного моря, низкий и плос ­ кий, это невысокие сосны и валуны. Живописец обогатил любимый им Север особыми красками. В его полотнах и сказках отражены сказания се ­ верных народов о нойдах, колдунах, великанах. Николай Константинович увлечён Севером и как художник, и как учёный — историк и археолог. Н. К. Рерих знакомится с северной архитектурой. В 1913 г. Рерих пишет эскизы декораций к пьесе бельгийского драматурга М. Метерлинка «Прин ­ цесса Мален». В этих работах прослеживается глу ­ бокое знание художником северной архитектуры. В 1916 г. Николай Константинович заболел вос ­ палением лёгких. Эта болезнь преследовала его с детства. Врачи пришли к заключению, что жить в таком крупном городе, как Петроград ему проти ­ вопоказано. Но чтобы не удаляться отдел, Рерих арендовал в Сердоболе (Сортавала) дом у самых Ладожских шхер и среди соснового леса и пере ­ ехал туда с семьёй. Близость к Петрограду позво ­ ляла ему время от времени выезжать туда и зани ­ маться делами школы Общества поощрения худо ­ жеств. Несмотря на болезнь, Рерих не отошёл совсем от общественной деятельности. В марте 1917 г. М. Горький собрал большую группу худож ­ ников, писателей, артистов для того, чтобы соз ­ дать комиссию по делам искусства. На совещании избрали комитет из двенадцати человек, куда вошёл и Н. К. Рерих. Горький, Рерих, Бенуа и До- бужинский написали заявление в Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором созданная ко ­ миссия предлагала свои силы в распоряжение Совета для разработки вопросов охраны памятни ­ ков, составления проекта положения об органе, ведающем делами изящных искусств и ещё неко ­ торые предложения. Такое же предложение было направлено и Временному правительству. Всё это нашло отклик в Совете. Другая часть художников, писателей и общественных деятелей предлагали создать министерство изящных искусств, где пред ­ лагали Рериху занять пост министра. Но Н. К. Ре ­ рих решительно отказался от этого предложения и поддержал комиссию двенадцати, признанную Советом рабочих и солдатских депутатов. Из Сер- доболя он писал в Петроград: «Я прослужил ис ­ кусству 25 лет, по мере сил защищал русское на ­ родное достояние и подготовлял путь для моло ­ дых, буду счастлив, если мой опыт послужит на пользу будущим деятелям искусства» (Беликов, Князева, 1973. С. 131). Между тем, приступы болезни порой так обост ­ рялись, что Николай Константинович в мае 1917 г. составил завещание: «Все, чем владею, все, что имею получить, завещаю жене моей Елене Ива ­ новне Рерих. Тогда, когда она найдет нужным, она оставит в равноценных частях нашим сыновьям Юрию и Святославу. Пусть живут дружно и со ­ гласно и трудятся на пользу Родины. Прошу Рус ­ ский народ и Всероссийское Общество Поощре ­ ния художеств помочь семье моей, помочь, помня, что я отдал лучшие годы и мысли на служение рус ­ скому художественному просвещению. Предо ­ ставляю Музею Русского Искусства при Школе, мною учрежденному, выбрать для Музея одно из моих произведений как мой посмертный дар. Прошу друзей моих помянуть меня добрым словом, ибо для них я был добрым другом. 1 мая 1917 г., Петроград. Художник Николай Констан ­ тинович Рерих» (Беликов, Князева, 1973. С. 129). О тяжёлом состоянии здоровья художника со ­ общается в газетах. Рерих живёт в Сердоболе, от директорства в школе Общества поощрения художеств вынужден отказаться. А летом 1918 г. здоровье Николая Кон ­ стантиновича несколько окрепло, климат Каре ­ лии, тишина, свежий ветер с Ладоги оказались це ­ лительными. Но назревают политические собы ­ тия, и вскоре государственная граница между Финляндией и Россией была наглухо закрыта. Сердоболь стал Сортавала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz