Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.
46 РЕРИХИ. ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРЫ 11. К. Рерих. Дочь викинга. 1911) г. Н. К. Рерих. Домик в горах. 1911 г. ственно исчезнувший северный народ. Предания об этом народе можно встретить среди карел, саа мов, коми. Легенда говорит об уходе народа под землю. В этой картине мы видим традиционный северный пейзаж. В 1929 г. Рерих снова обраща ется к этой легенде и повторяет картину «Чудь подземная» (1930), но в ней мы уже видим горные пейзажи Тибета и связь легенды о чуди с преда ниями о Беловодье и Шамбале. Рерих знакомится с финским художником, ил люстратором «Калевалы» — Аксели Галлен-Кал- лела. Картины этого мастера выставлялись в Санкт-Петербурге на выставке русских и финских художников. Рерих был одним из первых, кто по достоинству оценил талант финского живописца. Вернувшись из поездки по Финляндии, Рерих благодарит А. Галлен-Каллела за помощь в путе шествии. Между художниками завязалась ожив ленная переписка. Впоследствии это знакомство перерастёт в крепкую дружбу. С 1907 по 1916 гг. Рерих на Север не выезжал. Это были годы интенсивной работы в школе Об щества поощрения художеств Санкт-Петербурга на посту директора и плодотворного сотрудниче ства с театрами. Изучение старинных северных обрядов находит отражение во многих его карти нах, а также в эскизах декораций к опере Н. А. Рим ского-Корсакого «Снегурочка» и в работах над эскизами декораций к драматическому спектаклю по пьесе А. Островского. Здесь Рериху удалось пе редать всю красоту и мощь таинственной север ной природы, изобразить ритуалы, обычаи народа Севера, что позволяет проникнуться строгой кра сотой северной сказки. В эскизах мы видим и мощные ледники с царством Мороза, и яркие нежные краски зелени северной весны. К балету И. Стравинского «Весна священная» Рерих пишет эскизы декораций, показывая величавый образ се верного раздолья, северную белую ночь и древние языческие обычаи. Впечатления от поездки 1907 г. также помогли художнику создать символический образ суровой северной природы, который был выражен в деко рации к финальной сцене спектакля по драме Г. Ибсена «Пер Понт», когда к Сольвейг, состарив шейся и ослепшей за долгие годы одиночества и ожидания, возвращается ее любимый Пер Гюнт. Рерих пишет одинокую избушку, затерявшуюся среди огромных сосен и заснеженных скал. Это домик Сольвейг — «Домик в горах» (1911) (см. 3-ю сторонку обложки). Рерих изображает тип жи лища, широко распространенный у северных на родов России, Финляндии и Скандинавии. Рерих создаёт эскизы декораций ко всем пяти актам, ко всем тринадцати картинам спектакля. Это горный склон у мельницы, рондские скалы, тронный зал владыки троллей, дом, где умирает старуха Озе, пустыня Марокко, палуба корабля, плывущего по северному мбрю. На вопрос, что такое для него «Пер Гюнт», художник отвечает: «Сказка всегда вне времени и пространства...Может быть, я по нимаю её очень субъективно, но мне кажется, что это сказка-песня о красоте и радости священного огня. Я уверен, что многие увидят в “ Пер Понте ” не то; но истинное художественное произведение тем и дорого, что в нём каждый, как и в самой жизни увидит своё, наиболее ему дорогое, наибо лее его интересующее, а “ Пер Гюнт ” так много
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz