Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.

А. А. Самсыка. СЕВЕР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. РЕРИХА 45 Впечатления от путешествий нашли своё отра ­ жение не только в художественном, но и в литера ­ турном творчестве Н. К. Рериха. В 1899 г. он пишет сказку «Гримр-викинг» по мотивам исландского эпоса. Композиция сказки представляет собой фрагмент саги, где главный герой наделён доб ­ лестными чертами и напоминает славянских бо ­ гатырей. В сказке рассказывается о том, как друзья выручали Гримр-викинга в трудную минуту, но в счастье оставляли одного. И Рерих ставит здесь философский вопрос — есть ли у человека друзья в счастье? Произведение заканчивается словами главного героя: «Когда несчастье бывает, я, убо ­ гий, держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца от ­ крыты только вниз. В моем несчастье вы, това ­ рищи, жили для себя. Еще скажу я, что мои слова были невозмож ­ ными, и в счастье нет друга, иначе он не будет че ­ ловеком. Все нашли слова викинга Гримра странными, и многие ему не поверили» (Николай Рерих, 1999. С. 356). Фольклор и народная мудрость содержит ещё одна поэтическая сказка Н. К. Рериха «Лют-Вели- кан», написанная в 1908 г. В основе этой сказки также лежит северная легенда. Но если Гримр-ви ­ кинг одинок в счастье, то Лют-Великан одинок в горе. Лют пошёл в гости к братьям и увяз, утонул, и ушли великаны из озёрных краёв. Знает народ Люто-озеро, Знает могилы длинные, Длинные могилы великановы. А длина могилам — тридцать саженей. Помнят великанов плёсы озерные. Знают великанов пенья дубовые. Великаны снесли камни на могилы. Как ушли великаны, помнит народ. Повелось исстари так, Говорю: было так (Николай Рерих, 1999. С. 367). В произведении описаны северные обряды, труд, каменные лабиринты, великаны. Такие сюжеты будут присутствовать и в художе ­ ственных работах. Это целая серия картин — «Путь великанов» (1910), «Могила великана» (1915) и другие. Здесь на Севере Рерих задумывает и создаёт целую серию картин о викингах, которая была на ­ звана сюитой «Викинг». Особого внимания заслу ­ живает картина этой серии «Песнь о викинге» (1907). В этой работе художник показывает образ девушки-северянки на берегу залива с устремлён ­ ным взглядом вдаль водной глади. Вся её напря ­ жённая поза говорит об ожидании своего героя. В том же году эта картина была представлена в Париже на выставке нового русского искусства, где работы Рериха имели огромный успех. Эту картину высоко оценил Николай Гумилёв, кото ­ рому по духу также очень близок был Север. Ещё одна очень лиричная картина этой серии — «Дочь викинга» (1910). Интерес художника к северным преданиям вы ­ разился в его картине «Чудь под землю ушла» (1913). Чудью издавна называли древний Тайн - H. К. Рерих. Поморяне. Утро. 1906 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz