Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.
А. А. Самсыка. СЕВЕР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. РЕРИХА 45 Впечатления от путешествий нашли своё отра жение не только в художественном, но и в литера турном творчестве Н. К. Рериха. В 1899 г. он пишет сказку «Гримр-викинг» по мотивам исландского эпоса. Композиция сказки представляет собой фрагмент саги, где главный герой наделён доб лестными чертами и напоминает славянских бо гатырей. В сказке рассказывается о том, как друзья выручали Гримр-викинга в трудную минуту, но в счастье оставляли одного. И Рерих ставит здесь философский вопрос — есть ли у человека друзья в счастье? Произведение заканчивается словами главного героя: «Когда несчастье бывает, я, убо гий, держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца от крыты только вниз. В моем несчастье вы, това рищи, жили для себя. Еще скажу я, что мои слова были невозмож ными, и в счастье нет друга, иначе он не будет че ловеком. Все нашли слова викинга Гримра странными, и многие ему не поверили» (Николай Рерих, 1999. С. 356). Фольклор и народная мудрость содержит ещё одна поэтическая сказка Н. К. Рериха «Лют-Вели- кан», написанная в 1908 г. В основе этой сказки также лежит северная легенда. Но если Гримр-ви кинг одинок в счастье, то Лют-Великан одинок в горе. Лют пошёл в гости к братьям и увяз, утонул, и ушли великаны из озёрных краёв. Знает народ Люто-озеро, Знает могилы длинные, Длинные могилы великановы. А длина могилам — тридцать саженей. Помнят великанов плёсы озерные. Знают великанов пенья дубовые. Великаны снесли камни на могилы. Как ушли великаны, помнит народ. Повелось исстари так, Говорю: было так (Николай Рерих, 1999. С. 367). В произведении описаны северные обряды, труд, каменные лабиринты, великаны. Такие сюжеты будут присутствовать и в художе ственных работах. Это целая серия картин — «Путь великанов» (1910), «Могила великана» (1915) и другие. Здесь на Севере Рерих задумывает и создаёт целую серию картин о викингах, которая была на звана сюитой «Викинг». Особого внимания заслу живает картина этой серии «Песнь о викинге» (1907). В этой работе художник показывает образ девушки-северянки на берегу залива с устремлён ным взглядом вдаль водной глади. Вся её напря жённая поза говорит об ожидании своего героя. В том же году эта картина была представлена в Париже на выставке нового русского искусства, где работы Рериха имели огромный успех. Эту картину высоко оценил Николай Гумилёв, кото рому по духу также очень близок был Север. Ещё одна очень лиричная картина этой серии — «Дочь викинга» (1910). Интерес художника к северным преданиям вы разился в его картине «Чудь под землю ушла» (1913). Чудью издавна называли древний Тайн - H. К. Рерих. Поморяне. Утро. 1906 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz