Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.

44 РЕРИХИ. ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРЫ Н. К. Рерих. Сон охотника. Фрагмент. 1916 г. Н. К. Рерих. Зов солнца. Фрагмент. 1916 г. Пустынный край лесов и вод, берега которых хранят следы былого присутствия ледника, пред ­ стаёт здесь в ровном, неярком свете бледного се ­ верного неба, вызывая ощущение странной полу- прозрачности, как бы видения наяву, овеянного элегическим чувством. Со времён Пушкина и Ба ­ ратынского русских романтиков стали делить на «южных» и «северных». Рерих, конечно, подуху - романтик Севера, в чём убеждают также и его за ­ мечательные пастельные этюды (Володарский, 2002. С. 21). К 1907 г. относится «Заклятие земное» — сим ­ волистская картина, изображающая ритуальный ход, возможно, перед охотой. Люди одеты в ко ­ стюмы, имитирующие оленей. Олень на Севере считался прародителем, тотемным предком, за ­ добрить которого было необходимо не только перед охотой, но и перед началом любого важного дела. Люди идут в сумерках под светом уходящей луны среди сокровенных наскальных рисунков. Наскальные изображения — на первом плане. Во время белых ночей они создают особенный, таин ­ ственный настрой. Художник продолжает поиски архаических сюжетов, древнего знания, оставлен ­ ного в рунических надписях на камнях, в рисун ­ ках и символах. Создавая эскизы для декоративного фриза «Каменный век. Север. Охота на моржей» (1904), «Каменный век. Север. Олени» (1904), художник акцентирует свое внимание на древнейших про ­ мыслах северян: охоте на моржей и оленеводстве (Сойни, 2001. С. 27). Его сюжетные картины рассказывают о жизни славянских и финских поморов. В картине «По ­ моряне. Вечер» (1906) изображены сидящие люди в звериных шкурах на фоне закатного солнца, по скуластым чертам лиц которых можно опреде ­ лить, что это финны. На картине «Поморяне. Утро» (1906) тоже изображён северный пейзаж, но уже с восходом солнца и славянами. «Сон охотника» (1916) — ещё один сюжет из жизни се ­ верян. В картине «Зов солнца» (1916) Рерих изоб ­ ражает людей в меховых одеждах в лучах пред ­ рассветного неба на фоне озера. Люди пляшут и поют, радуясь весеннему светилу. «...Это тот праздник, которым всегда праздновали победу весеннего солнца. Когда надолго выходили в леса; любовались цветом деревьев; когда из пер ­ вых трав делали пахучие венки и украшали ими себя» (Рерих, 1999, 1.С. 42).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz