Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.
А. А. Самсыка. СЕВЕР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. РЕРИХА 43 дость русских воинов в православной вере и жела ние сражаться за нее. Скачущие кони с взлохма ченными гривами, развевающийся багряный плащ князя придают сюжету особую динамич ность и остроту (Сойни, 2001. С. 19). В 1908 г. в статье «Радость искусства» Рерих пишет: «Глубины северной культуры хватило, чтобы напитать всю Европу своим влиянием на весь X век. Никто не будет спорить, что скандинавский вопрос — один из самых красивых среди задач ху дожественных. Памятники скандинавов особенно строги и благородны. Долго мы привыкали ждать все лучшее, все крепкое с Севера. Долго только ладьи с пестрыми парусами, только резные дра коны были вестниками всего особенного, небыва лого. Культура северных побережий, богатые на ходки гнездовские, черниговские, волховские и верхневолжские — все говорит нам не о проход ной культуре Севера, а о полной ее оседлости. Весь народ принял ее, весь народ верил в нее. И опять нет никакого основания считать северян ди кими поработителями родоначальников Новго рода. Доказательство простое — все оставленное ими умно и красиво. Они жили неведомо как, но, во всяком случае, жили долго и жили так, что истинное художество им было близко» (Рерих, 1999, 1. С. 24). Варяжские мотивы присутствуют и в прикладном творчестве Николая Константино вича: в мозаике, росписи по стеклу, украшенных фасадах и дизайне мебели. Рерих неоднократно бывал на Севере. Есть сви детельства о том, что художник бывал на водопаде Кивач, в Гирвасе и, возможно, проезжал по Пет розаводску. В статье «К природе» Рерих пишет: «Возьмите суровую Финляндию с её тихими озё рами, с её гранитами, молчаливыми соснами. Возьмите ли Кивач и бодрый северный край... — сколько везде необычного» (Сойни, 1987. С. 119). Летом 1907 г. Николай Константинович с женой и детьми путешествует по Финляндии и Южной Ка релии. Он посетил города Финляндии: Хель синки, Иматру, Савонлинну, Лохью, Турку. В де кабре 1916 г. поселился в Сортавале и провел в Приладожье более двух лет, выезжая отсюда на ка рельские острова и в столицы Скандинавских стран. Здесь, на Севере, формировалось творче ское мировосприятие Рериха. Здесь рождались ос новные идеи, владевшие им на протяжении всей дальнейшей жизни. В 1907 г. появляется его статья «Древнейшие финские храмы», где он затрагивает варяжский вопрос, снова говорит о роли скандинавов в исто рии Древней Руси: «Много важного для нас есть на великом север ном перепутье — в Финляндии. В горах бесконеч ных, в озерах неожиданных, в валунах мохнатых, в порогах каменистых живет прекрасная северная сказка. Скандинавский вопрос — повторяю, один из самых красивых среди задач историко-художе ственных. По глубине сравниться с ним может только вопрос о восточных движениях. Таин ственны люди, бесконечной силой своей прони завшие самые древние страны, напитавшие их сильной культурой своей. Везде скандинавы оста вили после себя одни из лучших и самых здоровых влияний. Драгоценное качество — чувство собст венного достоинства проникало в государствен ность народов вслед за северянами. Для русских территорий значение скандинавов особенно значительно. Упсала доставила нам че ловекообразные божества. Фиорды дали судоход ство. Варяги — боевой строй. В течение несколь ких столетий мы привыкали ждать силу и опору с Севера. Изучение Севера нам близко и важно. Но варяжский вопрос все еще числится в будущих зада чах. .. Все детали скандинавского вопроса важны для нас» (Северный модерн, 2005. С. 218). Рерих считал финское искусство очень близким русской культуре. В 1907 г. Николай Константинович пишет пей заж Финляндии — Пункта-Харью . Н. К. Рерих. Пункта-Харью. 1907 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz