Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.

А. А. Самсыка. СЕВЕР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. РЕРИХА 51 немало опасностей. Наконец они преодолены. Об этом оповещает картина «Гибель великанов». Великаны в скандинавской мифологии — демоны зла. И как апофеоз героического подвига в послед ­ ней картине «Победители клада» (1917) мы видим победителей: четыре фигуры выносят Огненное Сокровище из горных ущелий (Рерихи, 2001. С. 104). Через несколько лет Рерих повторяет первую и по ­ следнюю картины «Героической серии», подтвер ­ ждая то, что завешанное было исполнено - Уче ­ ние Жизни «Живая Этика» было принесено миру, исполнено то, что в 1917 г. только намечалось. В тиши Сортавалы Николай Константинович испытывал тяжесть томительной неизвестности. Известий из России почти не было. Его стихи и картины передают духовное напряжение, которым жил народ. Неслучайно возникает и тема картины «Вечное ожидание». Жизнь Рерихов здесь — непре ­ рывное ожидание и надежда на возвращение в Пет ­ роград. Н. К. Рерих думал о небывалом междуна ­ родном сотрудничестве, о мировом единстве. Он верил, что революционные события в России рас ­ чищают место для братства стран и народов. Но, не имея объективных представлений о происходящем, он болезненно переживал слухи и сообщения из за ­ рубежной печати о событиях в России. Его мечты были о том, чтобы подняться к счастью путём куль ­ туры, минуя всяческую классовую борьбу. Он счи ­ тал, что искусство и наука вне политики. В то же время Николай Константинович стре ­ мился осуществить свою мечту, которую вынаши ­ вал долгие годы. Ещё в юности он увлёкся Восто ­ ком. А когда стал учёным-историком, археологом, то интерес к Востоку уже был уже вполне осо ­ знанным. Рерих-учёный, обращаясь к нетрону ­ тому Северу, исследуя курганы, каменистые зага ­ дочные круги на Русском Севере и в Финляндии, изображения фантастических зверьков на русских церквях, знакомясь с древними финскими хра ­ мами, пишет о том, что группа финских храмов со стенописью стоит в ряду чрезвычайно интересных явлений северного края. Рерих как учёный иссле ­ дует и описывает финские церкви, их настенные изображения, находит влияние других культур. По его мнению, глубокое изучение этих исторических памятников откроет человечеству много неожи ­ данного. Художник предчувствовал эхо каких-то древних исчезнувших народов. Совершив экспе ­ дицию по древним русским городам, исследуя памятники культуры, записывая предания и легенды, Рерих находил свидетельства о том, что Восток и Запад синтетически присутствуют в культуре России. Николай Константинович раз ­ мышляет, сопоставляет. Скандинавия и далёкая Индия также имеют что-то общее. В многочис ­ ленных прошедших через время народах Рерих предвидит культурное единство и общие истоки. Намерение Рериха - добраться до загадочной ко ­ лыбели человечества Индии - крепло. В его днев ­ никах и литературных произведениях всё чаще упоминаются Восток и Индия, цитируются труды восточных философов. Природа Карелии, торже ­ ственная обстановка и невольное уединение как бы учили вслушиваться в Голос Безмолвия. И именно здесь Зов был услышан. Рерих пишет: «Делаю зем ­ ной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество, и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды Они подали нам Зов. Спокойный, умудрённый, мудрый знанием» (Рерихи, 2001. С. 108). И природа Карелии способствовала этому. В тревожном ка ­ рельском ожидании вехи пути уже видны: Встань, друг. Получена весть. Окончен твой отдых. Сейчас я узнал, где хранится один из знаков священных... Обувь покрепче надень. Подпояшься потуже. Путь будет наш каменист, светлеет восток. Нам пора. «Пора» (Николаи Рерих, 1999. С. 479) Это давало уверенность, радость, надежду на будущее. В другом стихотворении Рерих пишет: ...Отчего ты не спокоен, дух мой? Устрашился тем — чего не знаешь. Для тебя закрылось солнце тьмою. И поникли танцы радостных былинок. Но вчера ты знал, мой дух, так мало. Так же точно велико твоё незнанье. Но от вьюги было всё так бедно, что себя ты почитал богатым. Но ведь солнце вышло для тебя сегодня. Для тебя знамёна света развернулись. Принесли тебе былинки радость. Ты богат, мой дух. К тебе приходит знанье. Знамя света над тобою блещет! Веселися! «Веселися» (Николаи Рерих, 1999. С. 493). Чтобы вернуться в Петроград, нужно было до ­ ждаться стабилизации политического положения. При этом возникала проблема в том, что в бли ­ жайшие годы было невозможно организовать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz