Самсыка А.А. Рерихи о языке и литературе. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 37 - 40.
А. А. САМСЫКА Рерихи о языке и литературе О т качества мышления родится и слово. Н. К. Рерих С емья Рерихов оставила миру большое литера турное наследие. Около тридцати томов тру дов Николая Константиновича стоят на пол ках библиотек. Это научные статьи по археологии и истории, экспедиционные заметки, дневники, проза, сказки, стихи. Имеются философские тру ды у Елены Ивановны Рерих, фундаментальные научные труды Юрия Николаевича Рериха, фило софские записи и исследования по искусству Свя тослава Николаевича Рериха. Призывая любить книгу, Николай Константи нович одним из искусств называл «искусство книги». Он говорил, что по сущности и по внеш ности манускриптов, книг мы можем судить и о самой эпохе, создавшей их. «Лежит передо мной “ Слово о полку Игореве ” , отлично украшенное палеховским мастером. Само “ Слово ” как бы го рестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнёт строение. Вели кому Народу Русскому ничто не страшно» (Рерих, 2000, 2. С. 328). Поднимает он и вопрос о проблемах книго печатания. В статье «Любите книгу» Н.К.Рерих пишет: «Хорошую книгу, конечно, создать не легко. Имя редактора и издателя хорошей книги является действительно почитаемым именем. Это он, вдумчивый работник, даёт нам возможности не только ознакомиться, но и сохранить как ис тинную драгоценность искры духа человеческого. Книга остаётся как бы живым организмом. Её внешность скажет вам всю сущность редактора и прочих участников... Истинная валюта есть ва люта духовных ценностей. Источником этих цен ностей, несомненно, остаются книги, на разных языках приносящие единый язык духа. Не отложно нужно ободрить истинное сотрудниче ство вокруг книги и опять внести её в красный - прекрасный угол жилища нашего» (Рерих, 1999, 2. С. 147). Очень актуальным и сейчас остаётся призыв Николая Константиновича подумать о до стоинстве книги. Н. К. и Е. И. Рерихи неоднократно в своих тру дах, письмах поднимали вопрос о проблемах книги, языка, значении слова. Рерихи принесли миру философское Учение Живая Этика, в кото ром много внимания уделено языку. «Может ли кто полагать, что мышление человеческое не из менилось в течение тысячелетий? На расстоянии одного века уже меняется мышление и язык» (Живая Этика. Надземное. Параграф 302). «Очень полезно изучать древние языки, в них запечатлена история мысли человечества. Можно следить, какие понятия развивались или упразд нялись. Возьмем санскрит и латинский язык, можем видеть насколько латинский уже обходится без очень глубоких понятий; и Рим, устремленный к материализму, несравним с памятниками мысли Индии» (Живая Этика. Аум. Параграф 231). Н. К. Рерих в статье «Звучание народов» гово рит: «Давно сказано, что душа народов звучит не только в самих словах, но именно в звуках. Это и есть то подлинное звучание, которое выражает сущность, ибо каждый звук есть и цвет, есть и вся эссенция Бытия. Сравнительная фонетика наре чий даст прекрасное зеркало души народов. Ко нечно, очень часто первоначальное звучание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz