Самсыка А.А. Рерихи о языке и литературе. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 37 - 40.

40 РЕРИХИ. ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРЫ слепота может поразить неопытного путника. Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания. Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана... Книги являются истинными друзьями человече ­ ства... Будем собирать и беречь их как благород ­ нейший знак нашего дома» (Рерих, 1999, 1.С. 172). «Язык есть летопись народа, словарь есть исто ­ рия Культуры» (Живая Этика. Аум. Параграф 231). Николай Константинович Рерих даёт высокую оценку русской литературе. Во многих своих очер ­ ках он упоминает славные имена Пушкина, До ­ стоевского, Тургенева, Гоголя, Чехова и многих других, называя их созидателями во благо Кра ­ соты. Писателя Мережковского Рерих называет прозорливым творцом, внёсшим неповторимое культурное понимание прошлого с прозрением в будущее. О Горьком художник пишет как о вели ­ ком классике и просветителе, отдавшим себя на служение человечеству. Замечательными вырази ­ телями русской сущности Рерих считал Ремизова, Бунина, Бальмонта, Гребенщикова и многих дру ­ гих прекраснейших деятелей. «И в сказках, и в бы ­ линах, и в великих творениях наших поэтов и ли ­ тераторов действительно находятся те жемчу ­ жины, которые так неотложно нужно напоминать народному сознанию...Переведите наши сказки и былины на всевозможные западные и восточные языки, и сколько сердец возрадуется, восчувство ­ вав себе близкое. Вот сказка про Василису Пре ­ красную построена на сказаниях о Терафиме, а Серый Волк для изменения образа бьётся о землю, и по “ щучьему ” мысленному веленью двигаются и действуют предметы. Ведь это всё поймёт и индус, и араб, и китаец, и ещё один мост взаимо ­ понимания - радушный, воздушный, но и проч ­ ный соткётся» (Рерих, 1999, 3, с. 176). И всё это, по мнению Н. К. Рериха, составляет Пантеон Рус ­ ской Культуры. Знаком Рерих и с классикой мировой литера ­ туры, также близка ему литература Востока. Очень тепло он пишет о Рабиндранате Тагоре: «Велик дол ­ жен быть потенциал этого духа, чтобы проводить в жизнь основы истинной культуры. Ведь песни Та ­ гора - это вдохновенные зовы к культуре, его мо ­ ление о великой культуре, его благословение ищу ­ щим пути восхождения» (Рерих, 1999, 1. С. 258). Незауряден писательский и поэтический талант самого Николая Рериха. В сборниках его рас ­ сказов присутствует широта затрагиваемых тем, имён, понятий из различных областей знания, у разных народов и из разных периодов истории. Очень символичны и мудры его стихи, и необыч ­ ны по форме и содержанию его сказки. Во всём творчестве Н. К. Рериха красной нитью проходит мысль о культуре. Это первичное понятие куль ­ туры для Рериха есть служение Свету. Такому по ­ ниманию он даёт и филологическое обоснование. «Культура имеет два корня - первый друидиче ­ ский... Культ всегда останется почитанием Бла ­ гого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. Итак, Культ-Ур может означать почитание Све ­ та...» (Николай Рерих, 1999. С. 6). Старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны — Юрий Николаевич Рерих — выдающийся учёный, лингвист и филолог, владел двадцатью двумя языками и многими их наре ­ чиями. Святослав Николаевич Рерих — младший сын — в одном из своих философских эссе говорит: «Будем идти вперёд во имя Красоты. Развернём наши знамёна, развернём знамя Красоты, и будем исполнять наш долг по отношению к человечеству, привнося всё больше и больше Красоты в жизнь каждогодня» (Святослав Рерих, 2004. С. 20). Все четверо Рерихов были великими мастерами слова. Они оставили грядущим поколениям вели ­ кое многожанровое литературное наследие, кото ­ рое напитает многие жаждущие сердца. ЛИТЕРАТУРА Живая Этика. Аум. Живая Этика. Братство. Часть I. Живая Этика. Надземное. Живая Этика. Сердце. Николай Рерих, 1999. Николай Рерих. — Ростов-на-Дону, 1999. - 511с. Рерих, 2000,1. Рерих Е. И. Письма. — М., 2000. — Т. 2. — 575 с. Рерих, 2001. Рерих Е. И. Письма. — М., 2001. — Т. 3. — 767 с. Рерих, 2002,1. Рерих Е. И. Письма. - М„ 2002. - Т. 4. - 511 с. Рерих, 2003. Рерих Е. И. Письма. — М., 2003. — Т. 5. — 383 с. Рерих, 1999,1. Рерих Н. К. Держава света. — М., 1999. — 350 с. Рерих, 1999, 3. Рерих Н. К. Листы дневника. — М., 1999. — Т. 1. - 672 с. Рерих, 2000, 2. Рерих Н. К. Листы дневника. — М., 2000. — Т. 2. -511с. Рерих, 2002, 2. Рерих Н. К. Листы дневника. — М., 2002. — Т. 3. - 670 с. Рерих, 1999, 2. Рерих Н. К. Твердыня пламенная. — М., 1999. - 455 с. Святослав Рерих, 2004. Святослав Рерих. Искусство и жизнь. — М., 2004. — 330 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz