Самсыка А.А. Рерихи о языке и литературе. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 37 - 40.
38 РЕРИХИ. ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРЫ изломалось в вековых перестановках. Недаром го ворится, что каждый язык меняется трижды в сто летие, но если бы мы услышали язык в его чи стоте, в произношении людей, прирожденных в этом наречии, то несомненно, что истинное звуча ние языка объяснило бы нам многое и в самом характере целой нации» (Рерих, 1999, 2. С. 225). «Истинно, речь человеческую следует беречь от различных уродств, некрасивых и невыразитель ных. Так нужно очистить язык от некоторых арха измов, основанных на давно изжитых обычаях. Люди часто произносят слова, не отдавая себе от чета в их значении. Так они наполняют речь бес смысленными именами и понятиями. Сами же они стали бы смеяться, если подумшш бы о смысле сказанного. Гак и во всем следует оставлять изжи тое, лишенное первоначального смысла» (Живая Этика. Братство. Параграф 286). «Хорошо делаете, различая особенности выра жений. Именно в этом заключается музыка духа. Не случайны все оттенки речи! Сколько психиче ского пламени пробегает по нервам, окрашивая речь!» (Живая Этика. Сердце. Параграф 126). Е. И. Рерих, поднимая вопрос о значении языка в своей огромной переписке со множеством кор респондентов многих стран мира, выступая про тив ничтожности и грубости языка, говорит о том, что язык может быть безобразным, но язык может быть и тонким, есть язык сердца. Говоря о куль турности, художественности языка, Елена Ива новна упоминает о том, что существует и сокро венный язык, а также символический язык, кото рым писались пророчества. Самое сокровенное передаётся иногда на священном языке, сокро венный язык всегда пользовался символами. «Есть выражения в восточных языках, которые трудно передаваемы на наших грубых европейских язы ках» (Рерих, 2002, 1. С. 8). И в следующем письме: «Сокровенный язык Сензар, и он состоит из наи более ярких определительных, взятых из наречий всех веков и народов»(Рерих, 2003. С. 221). Говорит Елена Ивановна и о красоте литератур ного языка и о засорении его всякими «-измами». В одном из писем она пишет: «Кроме того, следует иметь в виду и некоторую долю американизма, ко торый в последнее время довольно определенно окрашивает язык» (Рерих, 2002, 1.С.438). И далее: «Кроме того, мы видим, что некоторые языки как- то предсужденно распространяются, и в этом тоже предуказывается сотрудничество некоторых на ций» (Рерих, 2002, 1. С. 444). «Давно было мечтание о мировом языке. Только этим способом можно охранить чистоту всех язы ков. Каждый может знать свой язык и мировой, так можно найти лучшую форму для людских сно шений» (Живая Этика. Надземное. Параграф 49). Здесь можно упомянуть дипломатический язык, а также язык искусства. Недаром Елена Ива новна говорит о том, что язык искусства есть язык мира и дружеского объединения. Но самое важное — это культурный язык. «Каж дый день злоязычничают все министерства про паганды, вся пресса и радио. И всё это повисает в пространстве, испускает психический яд, силь нейший из всех ядов», — говорит Николай Кон стантинович (Рерих, 2002, 2. С. 71). «Культурность языка — редкое явление», — пишет Елена Ива новна (Рерих, 2000, 1. С. 275). У Н. К. Рериха есть замечательная статья «Нуж ное слово», в которой мы читаем: «Произноситли Благословенный слово, которое справедливо, раз рушительно и неприятно? Ответ был: “ Нет ” . — “ Но если слово справедливо, полезно и непри ятно? ” — “ Да, когда он находит это нужным ” . — “ Но если слово справедливо, полезно и при ятно? ” — “ Да, когда он находит для этого время подходящим ” . Из древних времен приходит этот совет о хра нении нужного слова. Так же скажет ли созидатель слово неприятное, если в нем будут начала разру шения? Конечно, он такого слова не скажет. Не будем думать, что будут произносимы лишь под слащенные слова, которые будут граничить с не искренностью. Если жизнь как таковая сурова, то и справедливые слова тоже могут быть суровыми. Но суровость эта не будет иметь окраски предна меренной оскорбительной неприятности. Даже и в суровом слове будет звучать такая справедливость и неотложность, что оно не ос корбит никакого самолюбия... Слово “ ладно" — от лада, ритма. Каждая по стройка нуждается в общем ритме. При работах поют одну общую согласную песнь... Без лада, без взаимного понимания, без сотруд ничества даже самое благорасположенное слово может быть злонамеренно истолковано во вред ную сторону»(Рерих, 1999, 3. С. 455). Эту же тему нужного слова развивает Е. И. Ре рих, говоря о таком слове, как «подвиг»: «Мысли о подвиге — самые насущные сейчас. Именно люди должны понять подвиг в жизни каждого дня. Жизнь бессмысленна без подвига. И как вырази
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz