Самсыка А.А. Рерихи о языке и литературе. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 37 - 40.

38 РЕРИХИ. ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРЫ изломалось в вековых перестановках. Недаром го ­ ворится, что каждый язык меняется трижды в сто ­ летие, но если бы мы услышали язык в его чи ­ стоте, в произношении людей, прирожденных в этом наречии, то несомненно, что истинное звуча ­ ние языка объяснило бы нам многое и в самом характере целой нации» (Рерих, 1999, 2. С. 225). «Истинно, речь человеческую следует беречь от различных уродств, некрасивых и невыразитель ­ ных. Так нужно очистить язык от некоторых арха ­ измов, основанных на давно изжитых обычаях. Люди часто произносят слова, не отдавая себе от ­ чета в их значении. Так они наполняют речь бес ­ смысленными именами и понятиями. Сами же они стали бы смеяться, если подумшш бы о смысле сказанного. Гак и во всем следует оставлять изжи ­ тое, лишенное первоначального смысла» (Живая Этика. Братство. Параграф 286). «Хорошо делаете, различая особенности выра ­ жений. Именно в этом заключается музыка духа. Не случайны все оттенки речи! Сколько психиче ­ ского пламени пробегает по нервам, окрашивая речь!» (Живая Этика. Сердце. Параграф 126). Е. И. Рерих, поднимая вопрос о значении языка в своей огромной переписке со множеством кор ­ респондентов многих стран мира, выступая про ­ тив ничтожности и грубости языка, говорит о том, что язык может быть безобразным, но язык может быть и тонким, есть язык сердца. Говоря о куль ­ турности, художественности языка, Елена Ива ­ новна упоминает о том, что существует и сокро ­ венный язык, а также символический язык, кото ­ рым писались пророчества. Самое сокровенное передаётся иногда на священном языке, сокро ­ венный язык всегда пользовался символами. «Есть выражения в восточных языках, которые трудно передаваемы на наших грубых европейских язы ­ ках» (Рерих, 2002, 1. С. 8). И в следующем письме: «Сокровенный язык Сензар, и он состоит из наи ­ более ярких определительных, взятых из наречий всех веков и народов»(Рерих, 2003. С. 221). Говорит Елена Ивановна и о красоте литератур ­ ного языка и о засорении его всякими «-измами». В одном из писем она пишет: «Кроме того, следует иметь в виду и некоторую долю американизма, ко ­ торый в последнее время довольно определенно окрашивает язык» (Рерих, 2002, 1.С.438). И далее: «Кроме того, мы видим, что некоторые языки как- то предсужденно распространяются, и в этом тоже предуказывается сотрудничество некоторых на ­ ций» (Рерих, 2002, 1. С. 444). «Давно было мечтание о мировом языке. Только этим способом можно охранить чистоту всех язы ­ ков. Каждый может знать свой язык и мировой, так можно найти лучшую форму для людских сно ­ шений» (Живая Этика. Надземное. Параграф 49). Здесь можно упомянуть дипломатический язык, а также язык искусства. Недаром Елена Ива ­ новна говорит о том, что язык искусства есть язык мира и дружеского объединения. Но самое важное — это культурный язык. «Каж ­ дый день злоязычничают все министерства про ­ паганды, вся пресса и радио. И всё это повисает в пространстве, испускает психический яд, силь ­ нейший из всех ядов», — говорит Николай Кон ­ стантинович (Рерих, 2002, 2. С. 71). «Культурность языка — редкое явление», — пишет Елена Ива ­ новна (Рерих, 2000, 1. С. 275). У Н. К. Рериха есть замечательная статья «Нуж ­ ное слово», в которой мы читаем: «Произноситли Благословенный слово, которое справедливо, раз ­ рушительно и неприятно? Ответ был: “ Нет ” . — “ Но если слово справедливо, полезно и непри ­ ятно? ” — “ Да, когда он находит это нужным ” . — “ Но если слово справедливо, полезно и при ­ ятно? ” — “ Да, когда он находит для этого время подходящим ” . Из древних времен приходит этот совет о хра ­ нении нужного слова. Так же скажет ли созидатель слово неприятное, если в нем будут начала разру ­ шения? Конечно, он такого слова не скажет. Не будем думать, что будут произносимы лишь под ­ слащенные слова, которые будут граничить с не ­ искренностью. Если жизнь как таковая сурова, то и справедливые слова тоже могут быть суровыми. Но суровость эта не будет иметь окраски предна ­ меренной оскорбительной неприятности. Даже и в суровом слове будет звучать такая справедливость и неотложность, что оно не ос ­ корбит никакого самолюбия... Слово “ ладно" — от лада, ритма. Каждая по ­ стройка нуждается в общем ритме. При работах поют одну общую согласную песнь... Без лада, без взаимного понимания, без сотруд ­ ничества даже самое благорасположенное слово может быть злонамеренно истолковано во вред ­ ную сторону»(Рерих, 1999, 3. С. 455). Эту же тему нужного слова развивает Е. И. Ре ­ рих, говоря о таком слове, как «подвиг»: «Мысли о подвиге — самые насущные сейчас. Именно люди должны понять подвиг в жизни каждого дня. Жизнь бессмысленна без подвига. И как вырази

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz