Самсыка А.А. Рерихи о языке и литературе. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 37 - 40.

А. А. САМСЫКА Рерихи о языке и литературе О т качества мышления родится и слово. Н. К. Рерих С емья Рерихов оставила миру большое литера ­ турное наследие. Около тридцати томов тру ­ дов Николая Константиновича стоят на пол ­ ках библиотек. Это научные статьи по археологии и истории, экспедиционные заметки, дневники, проза, сказки, стихи. Имеются философские тру ­ ды у Елены Ивановны Рерих, фундаментальные научные труды Юрия Николаевича Рериха, фило ­ софские записи и исследования по искусству Свя ­ тослава Николаевича Рериха. Призывая любить книгу, Николай Константи ­ нович одним из искусств называл «искусство книги». Он говорил, что по сущности и по внеш ­ ности манускриптов, книг мы можем судить и о самой эпохе, создавшей их. «Лежит передо мной “ Слово о полку Игореве ” , отлично украшенное палеховским мастером. Само “ Слово ” как бы го ­ рестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнёт строение. Вели ­ кому Народу Русскому ничто не страшно» (Рерих, 2000, 2. С. 328). Поднимает он и вопрос о проблемах книго ­ печатания. В статье «Любите книгу» Н.К.Рерих пишет: «Хорошую книгу, конечно, создать не ­ легко. Имя редактора и издателя хорошей книги является действительно почитаемым именем. Это он, вдумчивый работник, даёт нам возможности не только ознакомиться, но и сохранить как ис ­ тинную драгоценность искры духа человеческого. Книга остаётся как бы живым организмом. Её внешность скажет вам всю сущность редактора и прочих участников... Истинная валюта есть ва ­ люта духовных ценностей. Источником этих цен ­ ностей, несомненно, остаются книги, на разных языках приносящие единый язык духа. Не ­ отложно нужно ободрить истинное сотрудниче ­ ство вокруг книги и опять внести её в красный - прекрасный угол жилища нашего» (Рерих, 1999, 2. С. 147). Очень актуальным и сейчас остаётся призыв Николая Константиновича подумать о до ­ стоинстве книги. Н. К. и Е. И. Рерихи неоднократно в своих тру ­ дах, письмах поднимали вопрос о проблемах книги, языка, значении слова. Рерихи принесли миру философское Учение Живая Этика, в кото ­ ром много внимания уделено языку. «Может ли кто полагать, что мышление человеческое не из ­ менилось в течение тысячелетий? На расстоянии одного века уже меняется мышление и язык» (Живая Этика. Надземное. Параграф 302). «Очень полезно изучать древние языки, в них запечатлена история мысли человечества. Можно следить, какие понятия развивались или упразд ­ нялись. Возьмем санскрит и латинский язык, можем видеть насколько латинский уже обходится без очень глубоких понятий; и Рим, устремленный к материализму, несравним с памятниками мысли Индии» (Живая Этика. Аум. Параграф 231). Н. К. Рерих в статье «Звучание народов» гово ­ рит: «Давно сказано, что душа народов звучит не только в самих словах, но именно в звуках. Это и есть то подлинное звучание, которое выражает сущность, ибо каждый звук есть и цвет, есть и вся эссенция Бытия. Сравнительная фонетика наре ­ чий даст прекрасное зеркало души народов. Ко ­ нечно, очень часто первоначальное звучание

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz