Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ТЕОСОФИЯ - БОЖЕСТВЕННАЯ МУДРОСТЬ часто в экзотерической их форме и неизменно в их сокровенном духе, есть результат не просто совпадения, но согласованного плана; и что во времена юности человечества существовал лишь один язык, одно знание, одна всемирная религия; когда не было ни церквей, ни верований или сект, но когда каждый человек был священнослужителем для самого себя. И если доказано, что уже в эти ранние века, скрытые от нашего взора буйным ростом тра­ диций, человеческая мысль развивалась в едином согласии во всех частях света, то становится очевидным, что эта мысль, рождён­ ная под любою широтою, —на холодном ли Севере или на паля­ щем Юге, на Востоке или на Западе —была вдохновлена теми же откровениями, и человек был взращён под охраняющей сенью того же Древа познания»1. Е. П. Блаватская даёт Религии Мудрости такое определение: «Единая религия, лежащая в основе всех ныне существующих верований. Та “вера”, которая, будучи предвечной и открытой непосредственно человеческому роду его прародителями и оду­ шевляющими Эго, не требовала ни “привлекательности”, ни слепой веры, ибо она была знанием. Именно на этой Религии Мудрости и основана Теософия»2. Учение Всемирной религии, проявляющееся в различных ре­ лигиях мира, состоит из нескольких основных положений: единство Бога —Единой, Самосущей жизни; проявление Бога во Вселенной под тремя Аспектами; Иерархия духовных Существ; воплощение Духа; два основных закона (Причинности, или Кармы, и Жертвы); три мира человеческой эволюции; братство людей. Теософия, давая своё определение религии, говорит о том, что настоящая религия, в самом широком смысле этого понятия, это то, что соединяет не только всех людей, но также и все суще­ ства, и все вещи во Вселенной в единое огромное целое. Помимо основных религий возникало множество сект, вслед­ ствие различий в учениях и обрядах, появлявшихся у последова­ 1 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. - СПб, 1998. - Т. 1. - С. 391. 2 Блаватская Е. П. Теософский словарь. - М., 2001. - С. 436. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz