Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ И несмотря на длительное пылание костров инквизиции, истина жива. Полезно изучать основы всех религий, многое откроется непредубеждённому уму. Но искажённые религии не имеют ни­ чего общего с Основами Учений. Каждая религия — это одна из граней Истины. Религиозные философии, которые все в своей основе содержали зерно Истины, по истечении некоторого времени подвергались искажениям и пре­ вращались в мёртвые догматы. Архаическая религиозная филосо­ фия была всемирной, как и язык. Но как впоследствии раздели­ лись языки, так разделились и философии. Человечество не мо­ жет сразу воспринять всю Истину целиком. Как белый луч, проходя через призму, разлагается на разные цвета, так луч Истины, прохо­ дя через сознание людей, распадается на разные учения. Древняя единая философия —теософия —Божественная Муд­ рость. Этому термину много тысяч лет. Е. П. Блаватская, основа­ тельница теософского движения, пишет: «Слово “теософия” вос­ ходит к третьему веку нашей эры, когда его начали употреблять Аммоний Саккас и его последователи, положившие начало эк­ лектической теософской системе»1. Как продолжает профессор Уалдейр (член Теософского об­ щества) в своей «Эклектической философии» «...Хотя возник­ новение теософии, или эклектической теософской системы обычно относят к третьему веку, источник её происхождения, если мож­ но доверять Диогену Лаэртскому, ещё более древний, ибо он на­ зывал её основателем египетского жреца Пот-Амона, жившего в первые годы царствования династии Птолемеев. Тот же автор сообщает нам, что имя это коптское и обозначает человека, по­ святившего себя Амону, богу Мудрости. Теософия является эк­ вивалентом Брама-Видьи, Божественного Знания»2. Ввиду того, что в древности была единая Религия Мудрости, то и в появив­ шихся более поздних религиях можно найти тождество основ­ ных принципов. «...Никто не может серьёзно изучать древние философии, не отметив, что поражающее тождество понятий во всех них, очень 1 Блаватская Е. П. Ключ к теософии. - М., 1999. - С. 9. 2 Там же. - С. 10. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz