Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ процесс неизбежен. Так, со временем появились известные миро вые религии. «Религия имеет право на существование до тех пор, пока она является ведущим началом, но лишается его, становясь началом, задерживающим эволюцию»1. В современной трактовке термину религия даётся такое объяснение: «Религия —особый тип духовно-практической деятельности, представляющей собой не разрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основывающийся на вере в священное. Священное — это вид сверхъестественного, выходящего за рамки естественно го, природного хода событий —“чудо”. Но священное, в отличие от сверхъестественного вообще, включает ещё в себя признание безусловной ценности его для человека. Зрелые религии включа ют определённое учение (догматику), религиозно-нравственные нормы, культ —систему ритуальных действий, особый комплекс ритуальных переживаний —веру. Обычно наличие всех этих эле ментов сочетается с организационным объединением привержен цев данной религии, осуществляющих совместное отправление культовых действий, сохранение, разъяснение и передачу следу ющим поколениям вероучения, а также разработку и внедрение религиозно-нравственных норм, рекомендаций и надзор за их исполнением»2. Но в древности этому понятию придавалось более сокровен ное значение. Религия мудрости, лежащая в основе всех ныне существующих верований, не требовала ни «привлекательности», ни слепой веры, ибо она была знание. Люди искали Бога, и отве том на эти искания были различные религии, которые принесли миру Великие Учителя, спасители человечества — основатели мировых религий. «Они провозглашали единую весть различным образом, ибо каждый из Них избрал тот путь, на котором более всего можно было помочь народу, к которому Он пришёл, —путь, способный развить в этом народе то качество, в котором наибо лее сильно нуждался мир в период Его пришествия. Было время, когда наиболее необходимым являлось выдвинуть долг и чувство законности, в другое время —чистоту, затем — справедливость, 1 Грани Апш-Йоги, II, п. 16, 10.01.1961. - Новосибирск, 1994. - С. 17. 2 Краткий философский словарь. - М., 2003. - С. 306. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz