Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ Индии в 1924—1925 годах. На картине изображена женщина, ран­ ним утром открывающая дверь Гималайского храма, чтобы впус­ тить вестника —вестника, несущего в мире свет. В очерке «Вест­ ники», написанном Н. К. Рерихом в 1941 году, он пишет: «Ждут друзья весть. По-разному понимают её. Иногда радуются малой вести, а не большой... Что-то новое, обновляющее. Стучится вес­ тник, и чем необычнее час, тем трепетнее ожидание. Мал кон­ верт, скупы слова, но в них спешная весть. Хочу добрую весть!»1. В своём завещании Е. П. Блаватская просила друзей собирать­ ся ежегодно в день её смерти и читать отрывки из «Света Азии» и «Бхагаватгиты». День ухода из жизни Е. П. Блаватской —8 мая — во всём мире чествуется как День Белого Лотоса. Лотос — символ жизни. Древние люди считали, что жизнь зародилась в воде, в корне лотоса. На египетских изображениях на цветке лотоса помещали бога Гора, либо он служил троном Исиды, Нефтиды, Осириса и соотносился таким образом с цар­ ской властью (цветок лотоса носила Нефертити). В некоторых вариантах египетского космогонического мифа солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», выходит из распус­ тившегося цветка лотоса, росшего на холме, который возник сре­ ди изначального хаоса. На Тибете лотос символизирует также Дхарму — принцип вселенского постоянства, гармонии, глубинного равновесия, оп­ ределяющий существование Космоса, природы, общества и ин­ дивида. В Индии различают розовый лотос падме, солнечный символ процветания; белый лотос, ассоциируемый с бодхисаттвой Ава- локитешварой, олицетворением сострадания; голубой лотос, или утпала, —лунный символ, посвященный Таре и Шиве. Индийский цветок лотоса —важнейший символ этого регио­ на для обозначения духовного начала и искусства. Его богиня Падма доарийского происхождения обозначала воду и плодоро­ дие; в арийское время её связывали с супругой Вишну Лакшми и Брахмой: в индуистской мифологии творец мира Брахма рож­ дался из цветка лотоса, который рос из пупа спящего в воде Вишну. 1 Рерих Н. К. Статья «Вестники» / / Листы дневника. - М., 2000. - Т. 2. - С. 391. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz