Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ Индии в 1924—1925 годах. На картине изображена женщина, ран ним утром открывающая дверь Гималайского храма, чтобы впус тить вестника —вестника, несущего в мире свет. В очерке «Вест ники», написанном Н. К. Рерихом в 1941 году, он пишет: «Ждут друзья весть. По-разному понимают её. Иногда радуются малой вести, а не большой... Что-то новое, обновляющее. Стучится вес тник, и чем необычнее час, тем трепетнее ожидание. Мал кон верт, скупы слова, но в них спешная весть. Хочу добрую весть!»1. В своём завещании Е. П. Блаватская просила друзей собирать ся ежегодно в день её смерти и читать отрывки из «Света Азии» и «Бхагаватгиты». День ухода из жизни Е. П. Блаватской —8 мая — во всём мире чествуется как День Белого Лотоса. Лотос — символ жизни. Древние люди считали, что жизнь зародилась в воде, в корне лотоса. На египетских изображениях на цветке лотоса помещали бога Гора, либо он служил троном Исиды, Нефтиды, Осириса и соотносился таким образом с цар ской властью (цветок лотоса носила Нефертити). В некоторых вариантах египетского космогонического мифа солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», выходит из распус тившегося цветка лотоса, росшего на холме, который возник сре ди изначального хаоса. На Тибете лотос символизирует также Дхарму — принцип вселенского постоянства, гармонии, глубинного равновесия, оп ределяющий существование Космоса, природы, общества и ин дивида. В Индии различают розовый лотос падме, солнечный символ процветания; белый лотос, ассоциируемый с бодхисаттвой Ава- локитешварой, олицетворением сострадания; голубой лотос, или утпала, —лунный символ, посвященный Таре и Шиве. Индийский цветок лотоса —важнейший символ этого регио на для обозначения духовного начала и искусства. Его богиня Падма доарийского происхождения обозначала воду и плодоро дие; в арийское время её связывали с супругой Вишну Лакшми и Брахмой: в индуистской мифологии творец мира Брахма рож дался из цветка лотоса, который рос из пупа спящего в воде Вишну. 1 Рерих Н. К. Статья «Вестники» / / Листы дневника. - М., 2000. - Т. 2. - С. 391. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz