Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ тями, развивается среди вас, это неизбежно, и вам следует осте регаться того, чтобы психическое развитие не опережало разви тия манасического (умственного) и духовного. Когда психиче ские способности находятся под полным контролем и управляют ся манасическим принципом, они во многом помогают развитию. Но, вырвавшись из подчинения, эти же способности, управляю щие, а не управляемые, властвующие, вместо того, чтобы слу жить, внушают ученику самые опасные заблуждения и неизбеж но ведут к нравственному краху»1. Об этом же впоследствии писала Елена Ивановна Рерих: «Г-н Ледбитер был назван Великим Владыкой М. “вреднейшим”... Да, много сознательной и бессознательной лжи в видениях недис циплинированных и нечестных психиков. (Область психизма — такая сложная и такая опасная и таит много сюрпризов для само- явленных адептов типа г-на Ледбитера)»2. Он же имел негатив ное влияние и на А. Безант, многие ее заблуждения возникли под его влиянием. Один из учёных того времени, оценивая «Тайную Доктрину» Блаватской, писал: «... Она была источником вдохновения и ин формации для всё большего и большего числа искателей истины и понимания... Её влияние на свойственный миру способ мышле ния постоянно усиливается... Тот, кто притязает на истину, обре тает в ней способность осветить ключевые реалии природы и че ловека и проникнуть в них... В свете Тайной доктрины концеп ции современного материализма следует признать такими неуклюжими, грубыми догмами, которые не связаны и не совме стимы ни с фактами науки, ни с обыденным опытом человека»3. Блаватская не раз говорила, что самой ей написать такой труд было бы не под силу, она была только инструмент, за всем этим стоят Великие Учителя человечества. «В действительности, боже ственная Мудрость, теософия, Брахма Видья, доступную для со временного сознания часть которой Е.П.Б. старалась изложить в своей “Тайной Доктрине”, является общим для всех религий эзоте рическим учением, той “твёрдой пищей”, о которой Апостол Павел 1 Крэнстон С. Е. П. Блаватская. - Рига, 1999. - С. 269. 2 Рерих Е. И. Письма. - М., 2000. - Т. 2. - С. 503. 3 Мэрфи Г. Елена Блаватская. - Челябинск, 1999. - С. 362. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz