Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ того, что Синнет узнал из этих писем, он написал книгу «Эзоте рический буддизм», которая была издана в 1883 году и произвела огромный резонанс в обществе, в теологическом и научном мире того времени. Правильнее, по словам Е. П. Блаватской, эту книгу было бы назвать не «Эзотерический буддизм», а «Эзотерический будхизм», т. к. в ней не идёт речь непосредственно о буддизме, а повествуется о сокровенном знании —будхизме. Но от не очень удачного названия ценность книги нисколько не терялась. Одна ко позднее Е. И. Рерих писала о ней: «...книга эта ( “Эзотериче ский буддизм”. — А. С.) содержит немало ошибок и, кроме того, она утратила своё значение с появлением “Писем Махатм”, на основании которых книга эта была собрана»1. Собрание писем Махатм было издано в 1923 году, их оригиналы хранятся в Бри танском музее. Кроме Синнета ещё один англичанин стал адресатом Ма хатм. Это был секретарь Британского правительства в Индии — А. М. Хьюм, человек большого ума, но в то же время и большой гордыни. Он помог образовать отделение Теософского общества под названием «Эклектическое общество Симлы». Но интеллек туальная гордыня и плохая восприимчивость к духовному приве ли его к разочарованию в основателях теософского движения и отходу от их дел. В Теософском обществе в Бомбее Елена Петровна занимала должность секретаря по переписке и ей приходилась отвечать на множество вопросов об этой организации, её целях, различных сторонах учения, а также планах на будущее. В связи с этим, ос нователями —Е. П. Блаватской и полковником Г. С. Олькоттом — было решено издавать свой ежемесячный журнал. В октябре 1879 года вышел первый номер журнала «Теософ» — на английском языке «The Theosophist». Е. П. Блаватская была его редактором с 1879 по 1888 годы. Вскоре основатели встретились с человеком, который сыграл важную роль в их жизни и в деятельности Теософского обще ства. Это был молодой брамин Дамодар К. Маваланкар (1857 —?), который очень хотел найти своего Гуру — Учителя. Он сразу 1 Рерих Е. И. Письма. - М., 2000. - Т. 2. - С. 381. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz