Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ О её миссии после посещения Тибета сказано в одном из писем Махатмы Кут-Хуми: «... она одинокой послана в мир, чтобы посте­ пенно подготавливать путь других. После почти столетних бесплод­ ных поисков Нашими Главами пришлось использовать единствен­ ную возможность посылки европеянки на европейскую почву, что­ бы создать связующее звено между их страной и нашей»1. Начало XIX века можно охарактеризовать как время, когда теология и наука обросли закостенелыми догмами, господствую­ щее положение приобрело материалистическое мировоззрение. В поисках какой-либо духовной опоры люди бросились в другую крайность —спиритуализм (спиритизм). Спиритуализм (лат. spiritualis —духовный) в самом широком смысле —философское воззрение, рассматривающее дух в каче­ стве первоосновы мира. В этом смысле спиритуализм тождествен идеализму и противоположен материализму2. Е. П. Блаватская этому термину даёт такое объяснение: «Спи­ ритуализм. В философии —состояние или положение ума, про­ тивоположное материализму или материалистической концепции сущего. Теософия —доктрина, учащая, что существующее ожив­ лено или наполнено “всемирной душой” или духом и что ни один атом в нашей вселенной не может пребывать вне этого вездесу­ щего Принципа, —есть чистый спиритуализм. Что касается веро­ вания, которое фигурирует под этим названием, а именно, веро­ вание в постоянное общение живых с мёртвыми, либо посред­ ством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума —это не что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось “некро­ мантией”. Но наши спиритуалисты обижаются, когда им говорят эту простую истину»3. С середины XIX века начинается распространение спиритиз­ ма по всему миру. Спиритизм расцвёл в Англии, Франции, Гер­ 1 Письма Махатм. - Самара, 1993. - С. 120. 2 Краткий философский словарь. - М., 2003. - С. 355. 3 Блаватская Е. П.Теософский словарь. - М., 2001. - С. 483. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz