Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ Николай Рерих едет в Мадрас, где впервые посетил центр тео софского движения в Адьяре и познакомился с его руководите лями. В адьярском журнале «Теософист» иногда помещались ста тьи Рериха об искусстве. Однако сами Рерихи никогда не зани мали никакого официального положения среди теософов, что они неоднократно подчеркивали, так как иногда распространялись слухи о ведущей роли в теософском движении то самого художни ка, то его жены. Но при этом, Рерихи неоднократно подчеркивали важное значение «Тайной Доктрины» Блаватской. Елена Ива новна проделала гигантский труд по переводу ее на русский язык. В 1925 году вышел в свет перевод Е. И. Рерих избранных мест из «Писем Махатм» под названием «Чаша Востока» под псевдони мом Искандер Ханум. Но теософскую литературу, появившуюся после ухода Блаватской, Рерихи признавали мало и не рекомен довали ею увлекаться, т. к. контакт с Учителем теософами был потерян. Также не все теософы признавали то, что Рерихи были посланниками Махатм. Рерихи не выступали против теософов, но вступали в конфликтную ситуацию с их верхушкой, неспособ ной к принятию более широкого мировоззрения. Рерихи разоча ровались в работе руководителей теософского общества, а те, в свою очередь, выразили полное равнодушие к деятельности Ре рихов. Однако некоторые молодые теософы вступали в культур ные учреждения, связанные с именем художника —Н. К. Рериха. «В указе, полученном 21 июня 1922 года, было сказано: “Ложу сохраните при Адьяре. Дам особое указание на Россию! Новые, новые, новые соберутся”. Следование этому Указу и определяло противоречивое, на первый взгляд, отношение Рерихов к Теосо фии. Признавая ту Истину, которую открыла Блаватская Запа ду, и, стремясь укрепить [ее как основу], они не выступали про тив теософов. Но неся миру другую истину, не противоречащую тому, что дала Блаватская, Рерихи вступали в конфликтную си туацию с руководством [Теософского общества], которое оказа лось неспособным взглянуть на мироздание шире, а на челове ческую эволюцию конкретнее»1. 1 Беликов П. Ф. Рерих. Опыт духовной биографии. — М., 2011. — С. 220. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz