Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ Николай Рерих едет в Мадрас, где впервые посетил центр тео­ софского движения в Адьяре и познакомился с его руководите­ лями. В адьярском журнале «Теософист» иногда помещались ста­ тьи Рериха об искусстве. Однако сами Рерихи никогда не зани­ мали никакого официального положения среди теософов, что они неоднократно подчеркивали, так как иногда распространялись слухи о ведущей роли в теософском движении то самого художни­ ка, то его жены. Но при этом, Рерихи неоднократно подчеркивали важное значение «Тайной Доктрины» Блаватской. Елена Ива­ новна проделала гигантский труд по переводу ее на русский язык. В 1925 году вышел в свет перевод Е. И. Рерих избранных мест из «Писем Махатм» под названием «Чаша Востока» под псевдони­ мом Искандер Ханум. Но теософскую литературу, появившуюся после ухода Блаватской, Рерихи признавали мало и не рекомен­ довали ею увлекаться, т. к. контакт с Учителем теософами был потерян. Также не все теософы признавали то, что Рерихи были посланниками Махатм. Рерихи не выступали против теософов, но вступали в конфликтную ситуацию с их верхушкой, неспособ­ ной к принятию более широкого мировоззрения. Рерихи разоча­ ровались в работе руководителей теософского общества, а те, в свою очередь, выразили полное равнодушие к деятельности Ре­ рихов. Однако некоторые молодые теософы вступали в культур­ ные учреждения, связанные с именем художника —Н. К. Рериха. «В указе, полученном 21 июня 1922 года, было сказано: “Ложу сохраните при Адьяре. Дам особое указание на Россию! Новые, новые, новые соберутся”. Следование этому Указу и определяло противоречивое, на первый взгляд, отношение Рерихов к Теосо­ фии. Признавая ту Истину, которую открыла Блаватская Запа­ ду, и, стремясь укрепить [ее как основу], они не выступали про­ тив теософов. Но неся миру другую истину, не противоречащую тому, что дала Блаватская, Рерихи вступали в конфликтную си­ туацию с руководством [Теософского общества], которое оказа­ лось неспособным взглянуть на мироздание шире, а на челове­ ческую эволюцию конкретнее»1. 1 Беликов П. Ф. Рерих. Опыт духовной биографии. — М., 2011. — С. 220. 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz