Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. БЛАВАТСКАЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ жилах сталкиваются разнонаправленные потоки несходящихся времён, на родов и характеров. Сливаясь в ней, они бурлят и пузырятся — кровяное тепло с резким аммиачным запахом серы и сладковатых отбросов заставляет её зажать вспотевшей ладошкой нос. Она ощущает себя чаном, в котором потусторонние силы варят какое-то дьявольское снадобье, чтобы на ней же её и опробовать» (с. 23)1. Для Натальи Дардыкиной — это «захватывающее и приятное переселе ние в мир сладких невозможностей». Вероятно, она хотела сказать, что со держание книги представляет собой чистую авторскую фантазию, но не ре шилась заявить об этом прямо. Мы не разделяем восторгов Вашей сотрудницы относительно мудрости, поэтической утонченности автора книги «Блаватская«... Не каждый сможет дочитать не только книгу, но весь абзац о родах до конца. Недочитавший же так и останется в неведении — сон это был, явь, видение или авторский экстаз. То, что Е.П. Блаватская, вследствие своих физиологических особенностей, никогда не могла бы стать мате рью, о чем имеется свидетельства знаменитых русских врачей, в частно сти, Боткина, а также врачей зарубежных, А. Сенкевича и Н. Дардыкину не останавливает. С одной стороны, журналистка признает, что книга Сенкевича вызывает отторжение у ученых, с другой — оправдывает «мистический кайф», в кото рый впадает автор. У неё не возникает вопроса, откуда у Александра Сенкеви ча такая непоколебимая уверенность в описании мыслей, чувств, мотиваций, намерений, снов и поступков Блаватской? Почему с первых же страниц «ис следования» создается её негативный образ, который напрямую выгоден ре лигиозным фанатикам? Если Махатма Ганди готов был преклонить перед ней колени, то г-н Сен- кевич вместе с Н. Дардыкиной стараются развенчать ореол «святости», кото рый по их мнению создался вокруг Е. П. Блаватской — выдающегося мысли теля, ученого, бесстрашной путешественницы, блестящего литератора, му зыканта, художницы. В этой связи возникает ряд вопросов. Выиграла ли русская культура от того, что в течение последних десятилетий при молчаливом согласии боль шинства преданы поруганию в той или иной мере почти все выдающиеся её творцы и мыслители? Стал ли при этом мудрее, культурнее, возвышеннее и счастливее российский народ? Осталась ли у родителей возможность давать 1 А. Сенкевич. Блаватская. - М., 2010. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz