Ржевский, Б. Н. Хибины : история, география, экология / Б. Н. Ржевский, Г. М. Ржевская, О. Б. Ржевская ; [фот. Б. Н. Ржевского]. - Кировск [Мурманская область : б. и.], 2015 (Кировск : Минитип. «Семейная»). - 241 с., [7] л. ил., цв. ил., портр. : табл.

74 оленьими обозами, а также возможность высадки десантов на замерзших озерах. Морозы и холод будут вынуждать противника искать убежища в населенных пунктах, которые противник будет пытаться захватить внезапным налетом». Чтобы предотвратить высадку авиадесантов на лед замерзших озер, районным властям вменили в обязанность создание на озере Большой Вудьявр системы препятствий в виде завалов из деревьев, снежных валов, бревенчатых надолб, переносных препятствий и др. Неизвестно, было ли выполнено это оригинальное мероприятие, потому что сведений о десантах, диверсантах и проникновении в наш тыл вражеских групп обнаружить не удалось. Элементами круговой обороны стали доты и дзоты, построенные у въезда в город на 13-ми 16- м километрах. Часть из них в полуразрушенном состоянии сохранилась до наших дней, так ни разу и, не выполнив свое военное предназначение. Особую роль сыграла в годы войны метеорологическая станция на горе Юкспор, открытая в 1936 г. Поскольку она была самой высокорасположенной (920 м над у.м.) в Мурманской области, то ее включили в состав Северного флота. Сводки погоды, передаваемые со станции, оказали неоценимую помощь военным кораблям и самолетам, уходившим на боевое задание. Здесь же располагался пост ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь) Первого корпуса противовоздушной обороны, защищавшего Москву, а затем Мурманск. [13]. Важным военным объектом считался аэродром, построенный по заданию командования 14-й армии в районе 9-го километра. На сооружении взлетной полосы и вспомогательных объектов в течение целого месяца трудились строители комбината «Апатит» и сотни горожан. Аэродром получил высокую оценку приемной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz