Ржевский, Б. Н. Хибины : история, география, экология / Б. Н. Ржевский, Г. М. Ржевская, О. Б. Ржевская ; [фот. Б. Н. Ржевского]. - Кировск [Мурманская область : б. и.], 2015 (Кировск : Минитип. «Семейная»). - 241 с., [7] л. ил., цв. ил., портр. : табл.
124 ней говорилось о крупных снежных обвалах, сошедших в 1930-33гг с Кукисвумчорра, Юкспора и Айкуайвенчорра. “В 1932г произошел исключительный по своей силе снежный обвал на Айкуайвенчорре, когда сошедшая с крутого склона цирка снежная лавина шла по долине два километра, и кряжистые десятиметровые ели валились, как соломинки”. Семеров сделал фотографию этой лавины, ставшую первой из фотоснимков хибинских лавин. Ему же мы обязаны единственной фотографией первого противолавинного сооружения в Хибинах, построенного в 1934г для защиты жилых домов в Нагорном переулке. Главный инженер рудника им. С.М. Кирова П.Н. Владимиров также отметил падение лавины: “В 1932г снежной лавиной был засыпан целый железнодорожный грузовой состав”[2]. Этот факт подтверждается сведениями из докладной записки инженера-геолага Прончеко и старшего геолога В.Н. Годовикова, поданной начальнику рудоуправления: “ К юго-западу от 2-го цирка склон горы приобретает ступенчатый характер. Ежегодно (1933-35гг) на этом участке железной дороги происходили зимой падения лавин и аварии поездов от этих лавин”. В ноябре 1934г от лавин погибло 5 человек: четверо на апатитовом руднике в “Катастрофической воронке” и один на дороге к ловчоритовому руднику. Если на апатитовом руднике это происшествие восприняли как одно из неприятных проявлений заполярной природы, то на ловчорритовом, директором которого был Семеров, отнеслись к этому вполне серьезно[5].Семеров создал специатьный отряд, в задачу которого входил ежедневный осмотр склонов на руднике и по дороге к нему, оценка угрозы схода лавин и, в случае необходимости, производство профилактических взрывов для проверки устойчивости снежного покрова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz