Ржевский, Б. Н. Хибины : история, география, экология / Б. Н. Ржевский, Г. М. Ржевская, О. Б. Ржевская ; [фот. Б. Н. Ржевского]. - Кировск [Мурманская область : б. и.], 2015 (Кировск : Минитип. «Семейная»). - 241 с., [7] л. ил., цв. ил., портр. : табл.

123 Роль геологов в исследовании снежных лавин Академик А.Е. Ферсман был разносторонне образованным человеком и обладал острой наблюдательностью. Поэтому вполне логично, что первое предупреждение об опасности снежных лавин последовало именно от него. В 1929г он написал: “Снега и лавины будут мешать движению поездов...’’[ I I ]1. Действительно, железнодорожная ветка под горой Юкспор одной из первых стала подвергаться ударам лавин. Это вынудило трест “Апатит” в 1933г открыть в Кировске по договору с управлением железной дороги специальную снегозащитную станцию, которая в декабре того же года официально зарегистрировала первую лавину, упавшую на рельсы[1]. Однако первое печатное свидетельство о деятельности лавин принадлежит геологоразведчику Г.С. Пронченко. В сборнике “Большевики победили тундру”, вышедшем в 1932г, в его статье есть такое утверждение: “На склоне горы Кукисвумчорр часто происходили снежные обвалы. Бывали случаи, когда под лавиной погибали рабочие бурового отряда. Было грустно и тяжело расставаться с преданными и энергичными рабочими, которые навеки уходили с бурового станка”.[4]. В это нетрудно поверить, так как буровая вышка располагалась в самом центре лавинного очага, из которого в марте 1928г сошла лавина, засыпавшая сани с первой рудой, подготовленной к отправке в Ленинград [13]. После лавины 1938г этот очаг получил название “Катастрофическая воронка” . В начале 1935г. “Метеорологический вестник” опубликовал заметку известного хибинского геолога и горняка П.Ф.Семерова “Снежные обвалы в Кировске”[9]. В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz