Ржевский, Б. Н. Хибины : история, география, экология / Б. Н. Ржевский, Г. М. Ржевская, О. Б. Ржевская ; [фот. Б. Н. Ржевского]. - Кировск [Мурманская область : б. и.], 2015 (Кировск : Минитип. «Семейная»). - 241 с., [7] л. ил., цв. ил., портр. : табл.

115 бросив обломки на дом № 25, у которого была деформирована передняя стена. Второй поток разрушил дом № 30. Частичные разрушения испытали дома №№ 23 и 32, задетые краем лавин. Нужно также добавить, что эта лавина снесла снегозадерживающие щиты, стоявшие выше железной дороги, семафор, два столба высоковольтной ЛЭП, столбы телефонной и телеграфной линии, а также не менее 10 вспомогательных хозяйственных построек (сараи). На рельсах обнаружены следы от ударов каменных обломков, содержащихся в лавинном снегу. Лавина пронесла обломки за улицу Комсомольскую, перегородив реку Лопарскую. Инженеры-строители треста «Апатит» Голиков, Слотий и Порошин произвели приблизительный расчет силы удара и скорости лавин в момент удара при опрокидывании паровоза и разрушении домов. Для опрокидывания паровоза потребовалось давление всего 1т/м2, при скорости лавины 5 м/с. Расчетная же скорость составила 25 м/с. Через 40 лет в этом же месте скорость движущейся лавины, измеренная высокоточными приборами, составила около 25 м/с [51]. Чтобы снести двухэтажный деревянный дом потребовалось давление 4 т/м.2 При том, что в расчетах не учитывалась динамичность нагрузки и плотность ударяемой массы, полученные результаты можно считать вполне удовлетворительными. Лавины №№ 2 и 3 завалили железную дорогу на 90 и 50 м, выбросив на нее массу обломков горных пород размером до 1 м, которые повредили рельсы настолько, что паровоз, шедший на помощь опрокинутому лавиной №1, сошел с пути и застрял в лавинном снеге. Лавины №№5 и 6 до железной дороги не дошли. Самая поздняя лавина в этот день сошла на Ловчорртовом руднике

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz