Ржевский, Б. Н. Хибины, Кировск, Апатит : документальные очерки о природе и топонимике Хибин / Б. Н. Ржевский, Г. М. Ржевская ; [фот. Б. Н. Ржевского]. - Кировск [Мурм. обл. : б. и.], 2014 (Кировск : Минитип. «Семейная»). - 94 с., [6] л. цв. ил., карты.

Кондриковым, доверившим ему конюшню. «Как можно, поселенцу - и такой пост!» Но увидев, как пропахший потом Астахов ловко управляется с лошадьми, поверили, что такой поправит де­ ло. За глаза его окрестили маршалом. Ведь именно так в Древнем Риме называли конюшенных при императорском дворе. «Сам я всю жизнь с конями и вот что скажу: у коня всегда должно быть что жевать, чтобы конь ясли не грыз - последнее это дело. От себя корку оторви, а коню дай!» - простылым голосом поучает Аким. Шефы и конюхи уходят, Аким остается один. Пах­ нет донником и полынью, слышно как лошади жуют сено. Прижавшись щекой к атласной шее Буяна, Астахов разго­ варивает с конем: «Бают люди, тракторы будут заместо ко­ ней. Железный конь, оно, конечно, силища, и здоровья в ём сколько, почитай целый табун в моторе, а души нет. Воз­ духом камень-апатит колупать станут. Техника кругом бу­ дет, нажимай на кнопки и кури цигарку. Куды ж нам с то­ бой, Буян, деваться? Подковы сдирать и на живодерню? Буян молчит, косит глазом на хозяина и в темноте прядет ушами». На такой вот лирической, хотя и грустной, ноте за­ канчивается короткий рассказ одного из первопроходцев. Есть здесь две неточности. Возить руду через озеро на обо­ гатительную фабрику в санях, запряженных лошадьми, - это маловероятно. Фабрика заработала в 1931 г., а железная дорога к руднику была проложена к середине 1930 г. Да разве могли лошаденки конкурировать с вагонами в дос­ тавке руды на фабрику? Другое дело, что в зиму 1929/30 годов, когда железнодорожная ветка еще не дотянулась до 25-го километра. Тогда богатую руду без всякого обогаще­ ния «гнали» на экспорт через Мурманский порт, зарабаты­ вая на этом звонкую монету. Вполне возможно, что именно по этой причине конным транспортом руду подвозили к 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz