Рыжов, А. С. Таисия / Александр Рыжов ; [послесловие Алексей Бусс]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2021. - 283 с., [3] л. цв. ил., портр.

Таисия меха северных мифологем и магии, приближает романы Рыжо­ ва к произведениям замечательного писателя В. Яна, книгами которого зачитывались в своё время все советские мальчишки. То же можно сказать и о серии его исторических детективов об Аните Моррьентес - динамично, увлекательно, но и - познава­ тельно, интеллектуально! Однако, даже расширенные до рамок полуисторических, жан­ ры «фэнтези» и детектива оказались тесны для Александра Рыжова. Его следующая повесть после трилогии о земле Тре - «Пёс с глазами пилигрима» - это ещё более свободный жанр - гротеск. Об этой повести следует сказать особо - редко кому из писателей удаётся стать так называемым «рупором поколения», литературе известны единичные случаи - Ремарк, Лермонтов, Хемингуэй, Шукшин. В этой своей повести Рыжов сделал попыт­ ку выразить умонастроения своего поколения, и сделал это без патетики, ненавязчиво, сумев избежать декларативности и пло- щадности. И в то же время повесть «Пёс с глазами пилигрима» можно без преувеличений назвать манифестом последнего со­ ветского поколения - нашего поколения, получившего путёвку в жизнь в начале безумных девяностых, буквально на развали­ нах СССР. Выросшие и воспитанные в период расцвета совет­ ской системы, мы, возможно, и были теми, перефразируя Оле­ га Митяева, «людьми будущего на фронтонах ДК», но история не дала нам попробовать себя в роли жителей и строителей это­ го будущего. Мы были готовы жить в футуристическом мире, который рисовал журнал «Техника - молодёжи», а очутились в какой-то жуткой антиутопии, которая и не снилась Бёрджессу, Оруэллу или Стругацким. И только гротеску под силу выразить все сомнения и чаяния героя нашего поколения, по сути, челове­ ка, очутившегося где-то между времён. Поэтому, развив эту ли­ нию в повести, Рыжов продолжает её в «Таисии» - уже вполне реалистическом, но по-новому реалистическом романе. Чуждый постмодернистского ёрничанья, Александр Рыжов идёт к син­ тетизму, который, возможно, станет магистральным направле­ нием в русской литературе двадцать первого века. Не отрица­ ние, не «сбрасывание с парохода», а использование и сочетание, синтез достижений всех литературных течений предыдущих 281

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz