Рыжов, А. С. Таисия / Александр Рыжов ; [послесловие Алексей Бусс]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2021. - 283 с., [3] л. цв. ил., портр.

Александр Рыжов И с того момента я уже не сомневался, что всё у героев «Таи­ сии» будет хорошо. И это не будет голливудский хэппи-энд. Вряд ли для этого подходящие декорации - мёртвая деревня. Но всё будет хорошо. Потому что никто не умеет так прощать, как жен­ щины, подобные Таисии. Потому что никто так не умеет грешить и так мучиться грехами, как русские мужики. Так было, и так будет. У самого трагического барда России - Александра Башлачё- ва есть даже такая песня «Всё будет хорошо», она тоже, вся со­ тканная из библейской, приумножающейся, печали, в то же вре­ мя удивительно светла. Она могла бы быть музыкальным сопро­ вождением к роману Александра Рыжова. Предвижу ярлыки «несовременности», которые сходу могут навешать на «Таисию» ушлые нынешние критики. Но вдумчивый читатель поймёт, что обвинения эти, высказанные в адрес ро­ мана, - не что иное, как самая наилучшая похвала. Быть несо­ временным, несуетливым, по-хорошему старомодным в образах героев, сюжете и языке - это сейчас одно из важнейших досто­ инств писателя. А насчёт современности... Попытка спасти Русь через неожиданную (читай - судьбоносную!) любовь к русской женщине - едва ли эта задача менее актуальна, чем высокоин­ теллектуальное ковыряние в экскрементах мегаполисов. Писатель Александр Рыжов - это особое явление в литера­ туре сегодняшнего дня. Заявив о себе яркими, запоминающи­ мися, вполне профессиональными книгами стихов, он решитель­ но шагнул в прозу, где сумел реализовать себя ещё более полно - первые, эпические романы «Земля Тре» и «Когда магия бес­ сильна» не только снискали ему заслуженную славу в рядах лю­ бителей литературы «фэнтези» но и перевернули представле­ ние, сложившееся о жанре сказочной фантастики, как о направ­ лении консервативном, рассчитанном на достаточно узкий круг читателей. В своей фантастической прозе Рыжов не ставил пе­ ред собой цель сочинить сюжет для очередной ролевой игры, он создавал свой вариант развития истории, русской истории, с ко­ торой он хорошо знаком, переплетая её с саамскими мифами и легендами. Эта историчность, пусть и одетая в экзотические 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz