Рыжов, А. С. Таисия / Александр Рыжов ; [послесловие Алексей Бусс]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2021. - 283 с., [3] л. цв. ил., портр.

Таисия И я был в глубоких раздумьях, точнее сказать, как-то не знал, что и думать о романе в целом - ощущение экзистенциальности существования главного героя накатывало на меня, как бульдо­ зер, но тут автор окунулся вдруг в юность, в ту давнюю весну и первую любовь и добил меня, как добивают раненых на поле боя - выстрелом милосердия. Странно, но мне почему-то тоже подростковые годы сейчас, когда прошло много лет, представляются какой-то сплошной весной. Детство и более поздние периоды логично делятся на времена года, и в детстве важней всего было, конечно, лето с его пляжами, дачей, поездками всякими, но была и зима, лыжи, горки, Новый год, осень с седьмым ноября и первым сентября, и весна, конечно, с ручьями, корабликами и про­ мокшими ногами. А вот тот период жизни, который у Толсто­ го красиво называется «отрочество», вернее, отдельные его, особенно яркие, моменты, почему-то, при ближайшем рассмо­ трении, всегда оказываются весенними днями. Вот мы с дру­ гом купили первую гитару (одну на двоих!) и, довольные, ша­ гаем домой по лужам; вот я встретил в городе свою школьную зазнобу и хочу подойти, заговорить, но стесняюсь - она с под­ ружкой; вот наша рок-группа даёт первый концерт, и неожи­ данно сгорает единственный нормальный усилитель - всё это было весной, и ещё многое другое, и как финальный аккорд всегда - май, экзамены, близкие каникулы и запах сирени. А события, происходившие в другие времена года, не то чтобы забылись, нет, они как-то поблёкли, притупились. И не нуж­ но объяснять, что тому виной - ясно, бунт гормонов, взрос­ ление и так далее. Но как это, чёрт возьми, прекрасно, и как здорово это вписано в роман! Это просто ключ, код к нему. И ключ, который откроет замки любых сердец. И я даже стал уже как-то нервничать, когда прочёл о прогулках главного ге­ роя с другом, об их «кругосветках». Потому что я так же гулял с другом, и город наш был маленьким, а эти прогулки казались нам большими и очень, очень много значили. А цветы за руч­ кой двери - это вообще вечный символ настоящей беззавет­ ной мальчишеской любви - первой, чистой, а потому великой. 279

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz