Рыжов, А. С. Оленегорская поэзия : первые полвека / Александр Рыжов. – Мурманск : [б. и.], 2007. – 31, [1] с.

И закачался гул неровный, Смешок в партере, шепот в ложе. Ну а она? Она не слышит Ни этот шум, ни этот смех. Она сейчас безмерно выше, Она вдали от нас, от всех... С определением «уютная» в отношении поэзии Аллы Соловьевой можно поспорить. При мысли об уюте в воображении возникает, скорее всего, небольшая комнатка с мягким освещением, теплая и тихая. Однако в стихах Соловьевой не встретишь замкну­ того пространства: нет ни комнат, ни квартир с удобствами, зато есть небо, поле, река и бесконечные земные дороги, которые - вопреки всему! - ведут не к Риму, а к родным тополям. Если это уют, то весьма своеобразный. Соловьева умеет чувствовать Родину. Она вообще умеет чувствовать. Есть в ее строчках какая-то углубленная, обоснованная эмоциональность - ни крик, ни плач, ни улыбка не появляются просто так. Они всегда имеют серьезные, порой очень тонкие причины. Это, наверное, главная отличительная черта творчества Аллы Михайловны, а наиболее яркий пример тому - стихи о любви. Заострять на них внимание сейчас не хочется, ибо женская поэзия почти всегда ассоциируется с любовной лирикой. Гораздо интереснее другое: у Соловьевой есть стихи философского плана - что-то наподобие самооткровений, выраженных, как правило, в строго лаконичной форме: Над смыслом жизни мучилась досель, А это так естественно и ясно: Творить добро - Вот в этом смысл и цель. Другая жизнь ненужна и напрасна. Ни убавить, ни прибавить - все выражено четко, емко и кратко. Кто-то скажет, что мысль, дескать, не нова - о добре, как о смысле жизни, говорилось еще в Библии. Что ж, библейские истины тоже нуждаются в пропаганде, а идея, заключенная в стихотворную форму укладывается в голове легче и удобнее, чем то же самое, сказанное прозой. Еще одна особенность. Вдумчивый читатель наверняка заметит, что в отдельных стихах Соловьевой присутствует некий магнетизм: пересказ мыслей и чувств заключен в оболочку, призванную заворожить аудиторию. Недаром в альманахе оленегорских поэтов, выпущенном в 1995 году, раздел, посвященный Соловьевой, получил заголовок «Заклинание». Она не любит экспериментировать: одни и тс же темы, один и тот же стиль, да и уро­ вень ее стихов на протяжении многих лет остается неизменным - без заметных взлетов и без падений. Не думаю, что это плохо. Стабильность - вещь редкая, тем более если сохра­ нять ее приходится на стыке различных идеологий и, по существу, различных культур. Алла Михайловна пишет и для детей, что само по себе достойно внимания. Сложилось так, что профессиональных детских литераторов в Мурманске и области негусто. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz