Рыжов, А. С. Оленегорская поэзия : первые полвека / Александр Рыжов. – Мурманск : [б. и.], 2007. – 31, [1] с.

Второй алексссвский сборник с красноречивым названием «Свет клином» - это один огромный вопросительный знак. «Отчего же я все чаще вижу лица, где выпиты глаза до самого до дна?», «Что завтра ждет тебя - успех иль поражснье?», «Быстрее стал вертеться шар земной?..» - вот лишь несколько цитат, выбранных навскидку. И как итог - удивленно-сокрушенное признание: «Вопросов больше, чем ответов - что поделать...» От поэтов привыкли ждать пророческих речений. Дескать, кому как не им растолко­ вывать нам, приземленным, что с нами будет дальше (при этом обычно подразумевается, что ничего хорошего с нами быть не может), и наставлять нас на путь истинный. Однако все далеко не так. Если поэт в роли пророка - это еще представимо, то поэт в роли поводыря - абсолютный миф. Не стоит возлагать на людей, ничем не отличающихся от остальных, кроме разве что обостренного восприятия действительности, какую-то сверхответственность. Если внимательно взглянуть на классическую литературу, то окажется, что поэты больше спрашивали, чем отвечали - начиная с масштабного некрасовского «Кому на Руси жить хорошо?» и заканчивая углубленным есенинским «Кто я? Что я?». Склонность поэтов задавать вопросы не стоит рассматривать как признак бессилия. Для них, поэтов, важно просто задеть струну, заставить людей мыслить самостоятельно, без упования на то, что сложную аналитическую работу проделает за нас кто-то другой. Функция агитатора-горлана-главаря истинным творцам не свойственна - это надо учесть и из этого надо исходить, приступая к разбору любого сборника и любого отдельного стихотворения. Ценность стихов Алексеева заключается не в изысканности метафор, а в той подкупа­ ющей честности, которая обнаружилась еще в первой книжке и была отмечена как профессионгшьными критиками, так и простыми читателями. Она, к счастью, никуда не делась и по-прежнему присутствует в каждом стихотворении несомненный плюс автору, счастливо избежавшему искушения подменить тонкую работу души ловкостью рук. Поэт интересен, когда он непредсказуем. Эту-то непредсказуемость - оригинальную, иногда забавную, но напрочь лишенную модного ныне литературного цинизма и никогда не противоречащую нравственным принципам автора, - мы постоянно наблюдаем в новых стихотворениях Евгения Ивановича. В чем она выражается? Двумя словами этого не объяснить. Чтобы почувствовать, понять, оценить, нужно взять все алсксеев- ские сборники и прочесть внимательно - строку за строкой. И когда после серьезных, глубокомысленных стихов наткнешься вдруг на совершенно неожиданное - Походкой быстрой и неутомимой, Как не ходил, я думаю, никто, Она идет моей персоны мимо, Свет рассекая фалдами пальто, - тогда поймешь, что перед тобой не нудный лектор, не проповедник, а самый обыкновенный, живой человек, только, быть может, чуть-чуть внимательнее, чем ты, задумывающийся над смыслом своей жизни, быть может, чуть-чуть чаще, чем ты, посещающий церковь и чуть-чуть реже, чем ты, позволяющий себе грешить, - но при этом он все равно такой же, как ты. И поняв это, начнешь ему верить, захочешь 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz