Рыжов, А. С. Быль о горняцком городе : документальное исследование / Александр Рыжов. – Мурманск : Север, 2004. – 162, [1] с., [4] л. ил. : ил.

З аканчивались перенасыщенные юбилеями 70-е годы. Когда Оленегорск отмечал свое тридцатилетие, в городе насчитывалось более двадцати магазинов, двенадцать пред­ приятий общепита, шестнадцать детских дошкольных учреж­ дений, одна музыкальная, одна художественная и четыре общеобразовательные школы. Художественная была самой молодой —она открылась в сентябре 79-го. Поначалу в ней бы­ ло два класса —живописи и рисунка — и что-то типа факуль­ татива, на котором ученики занимались лепкой. Первым директором стал М. Лебедев. Под учебные помещения были отведены мансарды дома № 7 по Ленинградскому проспекту. Там же, спустя полгода после начала занятий, состоялась первая выставка ученических работ. Мурманский облисполком приготовил к тридцатой годовщине Оленегорска свой, весьма своеобразный, подарок. Восемнадцатого мая 1979 года было подписано решение о переименовании улицы Коммунальной в улицу академика Бардина. Российский, а затем советский ученый Иван Петрович Бардин родился в 1883 году в Саратовской губернии, прожил богатую приключениями жизнь и умер через 77 лет в Москве. В юности, еще до революции, работал на заводах США, а затем исколесил почти всю Россию — побывал в Си­ бири, на Дальнем Востоке, на острове Сахалин. Прославился важнейшими разработками в области черной металлургии. В августе 52-го, будучи в Заполярье, посетил рабочий поселок Оленья, ознакомился с железорудным месторождением и дал несколько ценных советов. Очевидно, это и послужило пово­ дом для переименования улицы. Что ж, академик Бардин наверняка был человеком замечательным во всех отношениях, однако, справедливости ради, следует отметить, что в судьбе Оленегорска принимали участие сотни замечательных людей, не удостоившихся даже простенькой мемориальной доски. Но — с начальством не спорят, и Оленегорский горисполком, получив приказ, принялся переписывать таблички. В о втором полугодии 79-го на комбинат пришли первые БелАЗы-549, двенадцать штук. По сравнению со своим предшественником БелАЗом-548 новый самосвал был почти в два раза мощнее — он мог перевезти за один рейс 75 тонн 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz