Рыжов, А. С. Быль о горняцком городе : документальное исследование / Александр Рыжов. – Мурманск : Север, 2004. – 162, [1] с., [4] л. ил. : ил.

Зная о нынешнем техническом вооружении комбината, любопытно сравнить его с тем нехитрым набором, который имелся в арсенале более полувека тому назад. Список механического оборудования состоял всего из двух единиц: один трактор и одна бортовая машина. К транспортным средствам можно было также отнести десять лошадей и несколько тачек. Остается включить в перечень лопаты, ломы и тридцать пар рабочих рук, чтобы получить полное пред­ ставление о том, какими силами начинался штурм железоруд­ ных залежей, сокрытых природой в оленегорской земле. Седьмого августа 1949 года состоялся митинг, посвящен­ ный началу горных работ. Начальник рудоуправления Рома­ нов, стоя на огромном валуне, произнес короткую, но пла­ менную речь. В этот день в истории страны появилась новая зарубка — родилось предприятие, которое несколько лет спустя получило наименование "Оленегорский горно-обога­ тительный комбинат”. Бригада уже знакомого нам Тимофея Веселова лопатами грузила горную массу в вагонетку, которую затем вручную откатывали на эстакаду. Заполняли кузов грузовичка ЗИС-150 и отвозили породу в отвал. М ежду тем, техническое перевооружение было уже не за горами. Через девятнадцать дней после митинга на станцию Оленья прибыло с "Уралмаша" настоящее чудо — трехкубовый экскаватор СЭ-3. Монтаж 160-тонного агрегата занял пять месяцев, а затем началась эпопея, связанная с его перегоном к месту добычи руды. Скорость передвижения СЭ- 3 даже по идеальной трассе ничтожно мала —700 метров в час. А по разбитой и раскисшей дороге, связывавшей станцию с рудником, он полз со скоростью улитки, в результате чего путь длиною в считанные километры занял полторы недели. Погода стояла отвратительная. Сильный ветер то и дело обрывал наспех закрепленные провода, и экскаватор раз за разом застревал посреди дороги. Чтобы его не затянуло в жидкую грязь, под колеса бросали шпалы. Они тут же тонули в дорожном полотне, словно в болоте, и тогда сверху терпеливо укладывали второй ряд, третий, четвертый... Наконец, после неимоверных усилий путь был преодолен, и 18 февраля 1950 года экскаватор занял свое место на Южной сопке. Тяжкий 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz