Рыжов, А. С. Быль о горняцком городе : документальное исследование / Александр Рыжов. – Мурманск : Север, 2004. – 162, [1] с., [4] л. ил. : ил.

“Интеллигенции там всего-то и было, что фельдшер, учитель­ ница да начальник почты... Радио у нас в Оленьей не было, и потому о страшной беде я узнала немного позже: от почтальона, принес­ шего мне письмо от мужа. - Слыхала, девка, горе-то какое - война, - сказала почтальон, подавая мне письмо. - Твой-то пойдет сразу, ведь служит он... А вскоре война пришла и на станцию Оленья - начались бомбар­ дировки. Каждый день гибли люди. По ночам я укладывала маленькую дочку спать под письменный стол, прятала на случай обстрела. А сама уходила тушить зажигалки. Было лето, ночи светлые, и однажды очередной налет застал нас прямо на площади. Самолет шел так низко, что я увидела наполовину закрытое очками лицо фашистского летчика. Остановилась как под гипнозом. Вдруг прямо перед глазами вспыхнула цепочка искр. Я еще подумала, что самолет провода зацепил, замыкание устроил. А это фриц трасси­ рующими сыпанул. Гляжу, а подружки-то моей, что рядом была, и след простыл. В бараке спряталась. Упала я за валун, он меня и спас... Но самое страшное - не было вестей от Петра. Гнала от себя мысли о плохом. Ничего не знал о нас и Петр. Как-то попал ему в ру­ ки один из номеров “Правды ” с сообщением о жестоких бомбарди­ ровках на станции Оленья. На лучшее уж е fie надеялся..." Факты свидетельствуют: в пределах Мурманской области на железную дорогу было совершено 1070 авиационных налетов и сброшено 34 тысячи бомб. Иными словами, на каждый километр дороги от Мурманска до Кандалакши пришлось по 120 бомб. Труд железнодорожников был героическим — благодаря им организованно прошла эвакуа­ ция гражданского населения и оборудования, они оперативно чинили выведенную из строя технику и устраняли послед­ ствия бомбардировок. Обошлась эта самоотверженность дорогой ценой: 81 работник Мурманского отделения железной дороги (в том числе из тех, что трудились на станции Оленья) погиб, 153 получили ранения. По воспоминаниям Ивана Степановича Чувашова (записа­ ны в 1998 году библиографом О. Лукичевой), неподалеку от "железки" находился запасной —по другой версии, ложный — военный аэродром, точнее, приспособленная под летное поле большая лесная поляна. Барак, где жили военнослужащие, 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz