Рыжов, А. С. Быль о горняцком городе : документальное исследование / Александр Рыжов. – Мурманск : Север, 2004. – 162, [1] с., [4] л. ил. : ил.

основную цель встречи в кабинете генерального директора: как поднять престиж горняцкой профессии и что нужно сделать для того, чтобы грамотная молодежь шла на комбинат? Речь, разумеется, не идет о том, чтобы палкой загонять молодых людей в карьеры и цеха. Того, кто с детских лет мечтает стать, к примеру, журналистом, не будут убеждать в том, что быть горняком - лучше. Просто упрямая статистика показывает, что колебания в выборе профессии продолжаются, как правило, довольно долго, и зачастую человек поступает в тот или иной вуз или техникум не по зову сердца, а ткнув пальцем в небо. Это касается не только раз­ гильдяев, которым абсолютно все равно, чем они будут зарабаты­ вать на жизнь, но и вполне добросовестных, порядочных и умных ребят. Многие из них, стоя на распутье, ждут подсказки. Хорошо, если дождутся, и хорошо, если подсказка будет правильной. А вдруг не повезет? Позволим себе еще немного статистики. На комбинате работает около трех тысяч человек, и резких сокращений в ближайшее время не предвидится. Перспективы у предприятия хорошие: трудностей со сбытом продукции нет, задержки зарплаты ушли в прошлое. Главная забота на сегодняшний день заключается в том, чтобы вовремя ввести в строй подземные рудники, плавно перейдя с одного способа добычи руды на другой. Когда этот проект будет реализован, в распоряжении горняков окажется около 700 миллио­ нов тонн подземных запасов, что автоматически продлит жизнь комбината как минимум на 30-40, а то и более лет. Иными словами, ГОК в состоянии обеспечить работой два-три поколения олене- горцев. Однако, получив высшее техническое образование, местная молодежь не торопится возвращаться в родные пенаты. Доходит до того, что представители комбината выезжают в горные институты и проводят агитацию среди будущих выпускников, доказывая, что Оленегорский ГОК-предприятие развивающееся и потому перспек­ тивное. Приток профессиональных кадров довольно жидок. Чтобы уверенно смотреть в будущее, надо иметь резерв, надо твердо знать, что через пять, десять, двадцать лет, когда уйдут “старички” на главные рубежи выйдет молодая смена, которая подхватит знамя. Вопреки сложившемуся стереотипу, национальный русский вопрос не “Что делать?” а “ Как делать?” Ставить перед собой цели мы умеем, а вот добиваться... Чего греха таить, профориентация в 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz