Рыжов, А. С. Быль о горняцком городе : документальное исследование / Александр Рыжов. – Мурманск : Север, 2004. – 162, [1] с., [4] л. ил. : ил.

Здесь постоянно кипит то, что принято называть творческим процессом. Они стараются подойти с фантазией ко всему: начиная от фотовыставок и заканчивая банальными указателями в каком- нибудь фойе. Часто с просьбами обращаются представители городских организаций, и если руководство комбината дает добро, “эстеты” чем могут, помогают. Их стараниями, на условиях шефской помощи, был оформлен детский сад № 13, а уж о вкладе в украше­ ние центральной площади и говорить не приходится. С трудолюбием и самоотдачей у них все в порядке. Проблемы бюро эстетики носят, в основном, технический характер. Черно­ белая пленка (именно на ней, в отличие от новомодных цветных “Кодаков” и компьютерных цифровиков, получаются наиболее “жи­ вые” изображения), фотобумага, реактивы - все это теперь большая редкость. На таких материалах работают сегодня только фотографы-профессионалы, прежде их называли симпатичным сло­ вом “маэстро” Язык не повернется назвать их снимки продукцией, ибо в большинстве своем это истинные произведения искусства. Так повелось, что лучшие фотографы Оленегорска были связаны с ГОКом: Алексей Гребенченко, Алексей Гёргель и вот теперь Вяче­ слав Гаврилица. Традиция, достойная того, чтобы продолжаться и впредь. О прежней эпохе вспоминают по-доброму, но без ностальгии. Плакаты-монстры с содержанием наподобие “Трудом упорным наш суровый край восславим!” рисовались отнюдь не в студийных усло­ виях, а зачастую на морозе и пронизывающем ветру, потому что обновление наглядной агитации происходило, как правило, поздней осенью и ранней весной - накануне главных советских праздников 1 Мая и 7 ноября. А всевозможная мелочевка, например, соцобяза­ тельства, вообще, штамповалась, как на конвейере, - художник превращался в автомат. Сейчас “ремеслухи” тоже хватает, но, по крайней мере, есть ощущение, что дело это - нужное.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz