Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил. - page 28

26
РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА
1.2. С
т р а т е ги и
и н т е р н а ц и о н а л и з а ц и и
о б р а з о в а н и я
Н
о р в е г и и
и
Ф
и н л я н д и и
Размышляя о специфике интернационализации высшей школы в
Баренц-регионе, целесообразно остановиться на стратегиях интернациона­
лизации Финляндии и Норвегии, политически и культурно ориентирован­
ных на сотрудничество и диалог с Россией во многих сферах, включая сферу
высшего образования и науки. Россию связывают с Финляндией и Норвеги­
ей давние тесные экономические, политические, культурные отношения, и
это устойчивое сотрудничество, закрепленное в политике трех стран, стало
своеобразной предпосылкой интернационализации высшей школы регио­
на в целом.
Отметим, что выбор стратегии интернационализации, как в Финлян­
дии, так и в Норвегии, основан на глубоком анализе национальной специ­
фики, геополитического положения, приоритетов экономики стран, особен­
ностей языка, истории и культуры, а также сложившихся традиций. Регио­
нальная специфика и географическое положение позволяют этим странам
при разработке стратегии интернационализации ставить акценты именно
на трансграничном сотрудничестве с Россией. Притом что для Финляндии
и Норвегии достаточно сильным оказывается стремление сотрудничать с
США и большинством европейских стран, приоритетом остаются, в первую
очередь, северные страны континента.
Значимым фактом является то, что социальная модель политики выс­
шего образования как следствие режима государства всеобщего благопо­
лучия ассоциируется именно со странами Северной Европы. «...Государство
в этой модели берет на себя ответственность за поддержание социальных
служб, в число которых входят системы образования и здравоохранения.
При этом данная модель ориентирована на поддержание высоких стан­
дартов качества услуг для всех членов общества. Образованию отводится
центральная роль в поддержании национальной системы всеобщего благо­
состояния и национальной идентичности»43. Естественно, что вузам в этой
модели придается совершенно особенное значение, и они выступают в ка­
честве «агентов регионального культурного и экономического развития и
тем самым способствуют выравниванию региональных различий»44.
В этом контексте стоит обратить внимание на мысль Дж. Найт, которая,
признавая уникальность культур и образовательных систем, существующих
в мире, подчеркивает тот факт, что подходы к интернационализации разных
43 Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. - СПб.: Норма, 2007. - С. 133.
44 Там же.
1...,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27 29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,...172
Powered by FlippingBook