Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 97 мерно. Так, в пространстве МГПУ наиболее востребованными в данном отно­ шении оказались кафедра социальной педагогики и социальной работы; кафе­ дра специальной педагогики и специальной психологии; кафедра философии и социологии; кафедра теории языка, межкультурных коммуникаций и журнали­ стики; кафедра всеобщей истории; кафедра русского языка и некоторые другие подразделения университета, специфика которых отвечала ведущим приорите­ там международных фондов и программ, предоставляющих финансирование проектов. Включение международного компонента во все сферы деятельности современного университета естественным образом влечет за собой необходи­ мость учета уровня развития международной проектной активности в качестве рейтингового показателя работы кафедр как структурных подразделений вуза. Анализируя трудности, которые возникали при разработке и реализа­ ции международного проекта, преподаватели ставили на первый план язы­ ковые барьеры - 79,5%. Напомним, что наличие языковых барьеров, как показал вопрос № 15, не относилось к основной группе факторов, опреде­ ляющих неучастие в международных проектах. На наш взгляд, противоре­ чия здесь нет, так как осознание возможности решения коммуникативных проблем через привлечение профессионала-переводчика вместе с тем не отменяет понимания того, что отсутствие должного уровня владения ино­ странным языком естественным образом создает проблемы при тесном профессиональном общении, которое предполагает проект. Кроме того, в качестве второй по значимости трудности в реализации проекта было названо возникновение финансовых проблем - 54,5%. Работа в проектном коллективе, при наличии гранта и, соответственно, собствен­ ного финансирования, зачастую ставит менеджеров в жесткие рамки, так как требует учета и глубокого знания не только российских финансовых нор­ мативов, но и европейского финансового законодательства и целого ком­ плекса регламентирующих его норм. Вместе с тем также могут существенно влиять на жизненный цикл проекта и инфляционные процессы. В качестве других трудностей, возникающих при реализации международ­ ного проекта, была названа следующая: процесс установления контактов с за­ рубежными партнерами - 36,4%; ведение отчетной документации - 27,3%; про­ цесс заполнения проектной заявки на первом этапе реализации - 25%. Процесс установления контактов с зарубежными партнерами продолжал осознаваться как проблема. Вероятно, данный факт объясняется отсутствием «диалогической установки сознания»105, предполагающей особое расширение сознания, которое позволяет вместить духовные достижения всех времен и культур, понять их не с высоты собственного превосходства, а сообразно их собственной логике, само­ 10S Флоренская Т.А. Диалогические принципы в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. - М.: Просвещение, 1987.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz