Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 93 и координатором проектной деятельности в рамках Баренц-программы. Баренц-секретариат проводил и проводит сегодня развернутую работу по распространению информации и созданию контактной сети в регионе с це­ лью ознакомления населения с возможностями Баренцева сотрудничества. В силу данных причин именно Баренц-секретариат рассматривается ныне как один из наиболее актуальных источников финансирования проектной деятельности северного вуза. К сожалению, не были отмечены в анкетах такие крупные зарубежные фонды, как Фонд Форда, активно внедряющий международную программу стипендий; Фонд IREX, реализующий многочисленные новаторские про­ граммы по развитию лидерского потенциала в формирующихся демокра­ тических странах, нацеленный на повышение качества образования, а так­ же поддержку СМИ и многостороннее развитие институтов гражданского общества; Фонд им. Александра фон Гумбольдта, ежегодно присуждающий стипендии федерального канцлера Германии для потенциальных лидеров из Российской Федерации. Также, несмотря на имеющийся к 2009 г. в МГПУ опыт работы в рам­ ках международных программ, предоставляющих гранты на обучение (программы Шведского института, СІМО, FIRST и FIRST-SOSNET (Финлян­ дия), программа Фулбрайт (The Fullbright Program) (США), Barents + (Нор­ вегия), DAAD (Германия) и др.), эти программы в качестве источника фи­ нансирования исследуемыми не были отмечены. Данный факт может быть объяснен посредством того, что академическая мобильность, как пре­ подавателей, так и студентов, в целом на этапе 2009 г. не являлась наи­ более значимым приоритетом в восприятии преподавателей МГПУ, и ре­ сурс данной формы международного сотрудничества целиком не исполь­ зовался. Согласно данному опросу, не частотна в МГПУ была не только «вертикальная форма мобильности, подразумевающая полное обучение студента на степень в зарубежном вузе, но и горизонтальная - включаю­ щая в себя обучение в течение ограниченного периода (семестра, учеб­ ного года)»102. Несмотря на то что вхождение в Болонский процесс и в зону европейского академического пространства, по всей видимости, осозна­ валось преподавателями в качестве необходимости и неизбежности, это воспринималось как весьма отдаленная перспектива для МГПУ. При этом проблема развития академической мобильности в современных услови­ ях в России в целом остается достаточно актуальной: так, по мнению экс­ 102 Богословский В.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе: Методическое пособие для студентов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - С. 31.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz