Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 87 стиле технологического описания проекта с эффективным инновационным педагогическим опытом, готовым к внедрению. Рассматривая инновационные процессы как закономерность в развитии системы образования, М. В. Кларин говорит об инновации как о структурном направлении, сопровождающемся изменениями в образе деятельности и сти ле мышления обучаемых. Инновационный характер, по мнению ученого, не пременно влечет за собой «преобразование целевой ориентации обучения, ха рактера взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения»100. Среди конкретных видов инноваций, как показали ответы на вопрос № 2 настоящей анкеты, преподавателям были наиболее знакомы учебно методические комплексы (УМК) [84,1%]; обучение с помощью использова ния мультимедийных средств [66,7%]; электронные УМК [48,9%]. Дистанци онное обучение как наиболее знакомая инновационная форма прозвучало в 20% анкет. Международный проект был отмечен в 26,2% анкет, что дока зывает достаточно низкую степень информированности ППС о данном виде инноваций. Необходимо отметить, что в рамках данного параграфа автор не ставит своей целью подробный анализ факта отношения преподавателей университета к внедрению инноваций в целом и степени освоенности пре подавателями МГГУ отдельных видов инноваций. В свете заявленной темы особенно значимым оказывается сам факт трактовки международного про екта как инновации в современном образовательном процессе. С нашей точки зрения, на уровне базовых тенденций, развивающихся в современной высшей школе, важно, что абсолютное большинство препо давателей признавали необходимость освоения инноваций (рис. 2). Анализ полученных данных показал, что 66,7% опрошенных преподавателей счи тали, что освоение инноваций необходимо каждому преподавателю. Треть опрошенных [31,1 %] отметили, что инновации должны осваивать только те преподаватели, которым это интересно. Только 2,2% опрошенных ука зали, что освоение инноваций не нужно, так как создает дополнительную нагрузку. Таким образом, факт необходимости внедрения инноваций в поле современного образовательного процесса признавался абсолютным боль шинством профессорско-преподавательского состава. Среди факторов, препятствующих внедрению инноваций, прежде всего были отмечены следующие: большой объем учебной нагрузки преподавате лей - 71,4%; отсутствие должного финансирования - 57,1%; отсутствие необ ходимых учебных материалов - 40,5%; недостаточная компетентность препо давателей - 35,7%; пристрастие к традиционным методам обучения - 35,7%. 100 Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследова ния. - Рига: Эксперимент, 1995. - С. 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz