Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

80 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА ло, выступают иллюстрацией того, что опыт успешного взаимодействия, как и опыт установления деловых контактов, уже состоялся, а значит, созданы основания для устойчивого развития проекта. Естественно, что фактор культуральных различий выступает в качестве фактора риска, продуцируя из себя как возможность возникновения новых рисков, так и возможность развития новых концептуальных подходов. В то же время выстраивание межкультурных сетей и работа с информацией на «пересечении культур» создают плацдармы для приобретения ценного опыта межкультурного взаимодействия. Чистая «регистрация» культурных различий не дает положительного результата. Сравнение культур позволяет обратиться к поиску механизма соотношения собственных образователь­ ных ценностей с чужими, чтобы в итоге выработать решения, приемлемые для всех участников проекта. В контексте рассмотрения вопроса о целях кросс-культурного менед­ жмента стоит, на наш взгляд, обратиться к суждению Н.Дж. Холдена. Со­ гласно его оценке, «взаимодействие представителей различных культур приводит участников к когнитивному диссонансу. Преодолеть его, а луч­ ше - предвосхитить, такова цель кросс-культурного менеджмента»97. Дума­ ется, что рассмотрение феномена культуры в качестве основы менеджмен­ та позволяет говорить и об организационном ресурсе самой культуры. При использовании культуры в качестве «потенциала для гармонизации со­ вместных усилий, способствующего творчеству, достижению толерантности и расширению интеллектуальных горизонтов»98, на первый план выходит по­ нимание того, что главный продукт мультикультурной деятельности команд в проекте - это знание, совместное использование которого предполагает определенную степень формирующегося доверия партнеров. В процессе проектной деятельности создается некое новое содержа­ ние, естественным образом требующее новых методов и технологий его применения. Как правило, содержание, разрабатываемое в проекте, носит интегративный характер, вмещая в себя достижения нескольких наук. Меж­ дународный образовательный проект современного университета неиз­ бежно требует интегративного взаимодействия методологических подходов и разных дисциплинарных матриц, позволяющих разработать стратегию и тактику в деле разрешения возникших проблем, а также определенную воз­ можность их коррекции. Значимым моментом проектного менеджмента является обращение к методу моделирования, когда отдельные содержания проекта предстают в 97 Холден Н. Дж. Кросс-культурный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 4. 98 Там же. - С. 21.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz