Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

72 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА В завершение отметим, что вузы, имеющие высокие рейтинги в обра­ зовательном поле, как правило, успешно реализуют потенциал различных программ академической мобильности, опираясь на региональный компо­ нент. Безусловно, география международной деятельности современного вуза, как правило, значительно шире региональных границ. Анализ сайтов вузов Баренцева региона и доступной автору информации показывает, что в пространстве международной деятельности северных университетов, ин­ ститутов и академий присутствуют партнеры из США, Франции, Германии и многих других стран, но при этом явной их доминантой является регио­ нальный компонент. Северная специфика во многом определяет содержа­ ние существующих совместных программ, отдельных курсов, предлагаемых студентам в рамках разных форм академической мобильности. Как отмечает Е. Ю. Шабалин, «актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостно­ сти и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры»90. В свете принципа регионализации международная мобильность студентов на современном этапе развития системы высшего образования может рас­ сматриваться не только как межконтинентальное, но и как региональное явление, воплощающее в себе северное сотрудничество - одну из давних традиций регионального сотрудничества в мире. Сама модель региональной академической мобильности в Баренцевом пространстве, интегративная по характеру и трансграничная по доминанте, как показывает практический опыт участия в различных программах, не яв­ ляется статичной. Отечественные вузы северного региона с определенной степенью коррекции эффективно используют элементы финской и норвеж­ кой моделей академической мобильности, предпринимая максимальные усилия по увеличению притока иностранных студентов. Постановка акцен­ та в содержании обучения на региональной проблематике заставляет по- новому осмыслить весь образовательный процесс в Баренцевом регионе. Именно Север становится основанием международного образовательного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, определяет его содержание и векторы дальнейшего развития. 90 Шабалин Е.Ю. Академическая мобильность: региональное измерение прогнозиру-емых последствий. URL: http: www.region.edu3000.ru/favorite.htm

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz