Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
72 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА В завершение отметим, что вузы, имеющие высокие рейтинги в обра зовательном поле, как правило, успешно реализуют потенциал различных программ академической мобильности, опираясь на региональный компо нент. Безусловно, география международной деятельности современного вуза, как правило, значительно шире региональных границ. Анализ сайтов вузов Баренцева региона и доступной автору информации показывает, что в пространстве международной деятельности северных университетов, ин ститутов и академий присутствуют партнеры из США, Франции, Германии и многих других стран, но при этом явной их доминантой является регио нальный компонент. Северная специфика во многом определяет содержа ние существующих совместных программ, отдельных курсов, предлагаемых студентам в рамках разных форм академической мобильности. Как отмечает Е. Ю. Шабалин, «актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостно сти и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры»90. В свете принципа регионализации международная мобильность студентов на современном этапе развития системы высшего образования может рас сматриваться не только как межконтинентальное, но и как региональное явление, воплощающее в себе северное сотрудничество - одну из давних традиций регионального сотрудничества в мире. Сама модель региональной академической мобильности в Баренцевом пространстве, интегративная по характеру и трансграничная по доминанте, как показывает практический опыт участия в различных программах, не яв ляется статичной. Отечественные вузы северного региона с определенной степенью коррекции эффективно используют элементы финской и норвеж кой моделей академической мобильности, предпринимая максимальные усилия по увеличению притока иностранных студентов. Постановка акцен та в содержании обучения на региональной проблематике заставляет по- новому осмыслить весь образовательный процесс в Баренцевом регионе. Именно Север становится основанием международного образовательного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, определяет его содержание и векторы дальнейшего развития. 90 Шабалин Е.Ю. Академическая мобильность: региональное измерение прогнозиру-емых последствий. URL: http: www.region.edu3000.ru/favorite.htm
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz