Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 71 2009 г. в 5 российских вузах 4 федеральных округов Российской Федерации, осуществляющих внедрение Болонского процесса в образовательный про­ цесс. В опросе приняли участие 213 студентов. Анализ данных показывает, что российские студенты в качестве наиболее значимых направлений раз­ вития вуза в свете интернационализации считают следующие: внедрение и реализацию совместных с зарубежными вузами образовательных про­ грамм; повышение мобильности студентов; внедрение и реализацию про­ грамм обучения за рубежом. При этом в качестве основного барьера, огра­ ничивающего участие в программах академической мобильности, отмеча­ ется нехватка финансовых ресурсов. Дополнительные трудности возника­ ют в связи с содержательным и языковым барьером, но при этом именно языковой барьер воспринимается как самый легко преодолимый, в отличие от ресурсного дефицита, преодоление которого для студентов сопряжено с максимальными трудностями88. Данные социологического исследования, проведенного норвежскими учеными, а также анализ подобных исследований, имеющих место в других странах, позволяют говорить о необходимости создания в российских вузах центров академической мобильности, призванных координировать потоки мобильных студентов и создавать условия для максимально безболезненной адаптации студента в чужой стране. Работа данного центра может строиться на основе финского опыта с учетом следующих педагогических циклов: - адаптивности (получение информации о потребностях мобильных студентов путем анкетирования; информирование студентов о возможно­ стях вуза; организация мероприятий по размещению студентов); - определения (выявление языкового уровня студента путем тестиро­ вания и проведения собеседования; составление индивидуального обра­ зовательного маршрута путем определения учебных предметов и курсов в соответствии со сроками пребывания в принимающем вузе; определение тьютора и учебной группы); - центрального (курирование учебного процесса мобильного студента со­ гласно расписанию; диагностика его академических успехов; организация куль­ турной программы; содействие взаимодействию с научными школами вуза); - заключительного (оформление итоговой документации и отчетности (финансовой, об учебной и научно-исследовательской деятельности мо­ бильного студента) с последующим предоставлением в вуз-отправитель89. 88 Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / М.Л. Агранович и др. НФПК. - М.: Логос, 2010. 89 Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии: Автореф. дис. ... - М., 2011. - С. 17-18.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz