Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

70 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА Финская модель организации академической мобильности студентов в целом нацелена на повышение качества образования и подготовки квали­ фицированных кадров, способных работать в условиях конкурентной меж­ дународной среды. При этом реализация данной модели позволяет решать такие специфические задачи, как: повышение конкурентоспособности си­ стемы высшего образования Финляндии; эффективное использование ре­ сурсов; повышение доступности высшего образования; создание индивиду­ альных образовательных траекторий студентов; привлечение в вузы страны талантливой молодежи из-за рубежа. Таким образом, даже беглый взгляд на количество программ акаде­ мической мобильности, существующих сегодня, позволяет утверждать, что современные студенты обладают колоссальными возможностями в получе­ нии качественного высшего образования, опирающегося на диалог и одно­ временно формирующего «диалогическую установку сознания» современ­ ного человека в целом. Социологическое исследование, проведенное Норвежским Центром международного сотрудничества в сфере высшего образования, результа­ ты которого были опубликованы в апреле 2010 г., дало интересную целост­ ную картину факторов, влияющих на студенческую мобильность, и при этом показало основные барьеры, препятствующие обучению за грани­ цей. Опросник был распространен среди 24 781 студента после одного го­ да обучения по программам бакалавриата или магистратуры. Получено 5 924 анкеты. В качестве основных факторов, вдохновляющих на обучение за границей, респонденты назвали следующие: возможности для индивидуаль­ ного развития; познание другой страны; изучение иностранного языка - язы­ ка принимающей страны и возможность сделать международную карьеру. При этом картина основных барьеров, препятствующих получению высшего образования за рубежом, выглядит следующим образом: отрыв от семьи; страх оказаться вдали от друзей, с которыми связывается ощущение психо­ логической удовлетворенности и комфорта; отсутствие адекватной инфор­ мации, касающейся обучения по программам в той или иной стране и вузе. Показательно, что качество и список курсов менее значим для студентов, а на первый план выходят факторы, отражающие психологическую барьерность87. Интересно сравнить данные норвежских исследований с картиной, воз­ никающей в ходе социологического опроса «Оценка эффективности управ­ ления процессами интернационализации и внедрения инструментов Бо­ лонского процесса в российских вузах», проведенного в сентябре-октябре “7 Why study abroad?// URL: http: www.siu.no/eng/Front-Page/Policies and relations /Norway-in-a-global

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz