Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
6 4 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА смысловую «очерченность» в образовательном поле, облегчается процесс построения проекций его развития в будущем). В-четвертых, совместные образовательные программы несут в себе огромный методический потенциал, актуальность которого в современном российском образовательном пространстве несомненна (российские пре подаватели «изнутри» осваивают диалог как метод обучения, позволяющий выстраивать образовательные проекции не только в национальном поле, но и в масштабах поликультурного пространства. Опыт участия в подобных программах позволяет говорить также и о при кладных аспектах, в частности и о том, что в процессе изучения дисциплин программы студенты существенно повышают уровень владения английским языком, а также получают возможность изучить условия применения своих профессиональных знаний, умений и навыков в странах Арктической вось мерки. Помимо сугубо практического результата, студенты обретают глу бокие междисциплинарные знания в сфере региональной проблематики, начиная с истории, географии и заканчивая спецификой экономического развития Баренц-региона; постигают разнообразие северных культур в их неповторимости и уникальности, что не может не вести к формированию нового, комплексного и междисциплинарного взгляда на Север. В подобном процессе обучения (и с содержательной, и с формальной точек зрения), основанном на принципе диалога культур, на диалогической природе самого процесса познания, и формируется иное, более углублен ное и осознанное понимание проблемы «человек и Север». Прочные осно вания, заложенные самой природой Севера, в человеческом характере, в особенностях психологии способствуют пониманию своеобразия развития северных территорий, осмыслению специфики векторов, определяющих будущее развитие региона. Таким образом, значение подобного рода ака демических программ выходит за пределы собственно образовательного поля и несет в себе серьезное идеологическое значение, «укореняя» моло дежь, живущую в пределах северных территорий, посредством формиро вания северной идентичности в целом и региональной северной идентич ности в частности. Академическая мобильность, рассматриваемая как стратегически зна чимая зона Арктического Университета, в методологии данной структуры тесно связана с проблемой повышения качества высшего образования, которое получают студенты северных вузов. Планомерное решение зада чи повышения качества образования на Севере позволит в перспективе обеспечить региональный рынок труда высококвалифицированными спе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz