Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 63 Вместе с тем естественно, что участие в совместных образователь­ ных программах воспринимается неоднозначно профессорско-преподава­ тельским составом вузов. Определенное сопротивление и пессимизм возникают, во-первых, в связи со все еще существующим непониманием сути интернационализации высшего образования и неизбежности вхож­ дения России в зону европейского высшего образования. Во-вторых, ряд отдельных преподавателей испытывает трудности при освоении новых об­ разовательных технологий, требующих определенной гибкости мышления и умения работать в поликультурном пространстве. В-третьих, безусловно сильным по-прежнему остается влияние языковых барьеров, возникающих при недостаточном уровне владения как письменным, так и устным ино­ странным языком, в первую очередь - английским. При этом необходимо отметить, что мотивация преподавателей вузов на участие в разработке и реализации совместных образовательных про­ грамм оказывается достаточно сильной и базируется на следующих ком­ понентах: Во-первых, на понимании того, что совместные образовательные про­ граммы выступают в качестве инструмента повышения конкурентоспособ­ ности как отдельных вузов, так и национальной или региональной системы образования в целом (опираясь на вышеизложенные примеры, отметим, что именно Север становится смысловым центром международного сотруд­ ничества в образовательном поле Баренц-региона, а отражение специфич­ ной северной проблематики в содержании учебных планов и программ позволяет говорить о серьезном развитии высшего образования северных территорий). Во-вторых, за счет участия в подобных программах вуз получает воз­ можность повышения собственного рейтинга посредством расширения возможностей международного сотрудничества и освоения новых обра­ зовательных технологий (студент получает возможность, не покидая стен родного вуза, получить диплом западного вуза, позволяющий продолжить обучение в зарубежной стране на уровне магистратуры и в дальнейшем - аспирантуры; а электронное обучение, основанное на максимальном ис­ пользовании интеллектуальных ресурсов, значительно расширяет образо­ вательные и культурные горизонты современных студентов). В-третьих, уже существующие в российском вузе учебные программы значительно обогащают свое содержание за счет инновационных элемен­ тов зарубежных образовательных программ, что вызывает новое восприя­ тие стандартов качества высшего образования (Баренц-регион получает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz