Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

60 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА грамма приполярного регионоведения» (BCS) ведет свое начало с октября 2000 г., когда был выпущен сбалансированный учебный план по ее вне­ дрению. Программа бакалавриата, созданная усилиями ученых различных стран (80% программы разработано авторами, которые живут и работа­ ют на Севере, 20% - представителями коренных малочисленных народов Севера), нацелена на изучение различных аспектов Севера: северного климата, географии, населения, коренных народов, экономики, культуры, северных традиции, системы ценностей и т.д. Участниками данной про­ граммы являются Дания, Канада, США, Финляндия, Швеция, Норвегия, Ис­ ландия и Россия. Общее управление программой осуществляется на уровне 3 основных офиса, существующих в Университете Нурланда (г. Буде), в Го­ сударственном университете республики Саха и Сыктывкарском государ­ ственном университете. Преподавание осуществляется как в традиционной университетской системе, так и в режиме он-лайн, что позволяет распро­ странять данную программу и транслировать идеи северной идентичности практически по всему миру. С момента создания Арктического Университета, по данным отчета 2009 года, насчитывалось всего 95 выпускников программы. Интересно сравнить следующие статистические данные, иллюстрирующие рост инте­ реса к программе: в 2001-2002 гг. по программе обучались 63 студента, в 2008-2009 гг. - 2 781 студент. Структура программы включает в себя два основных компонента: базо­ вые курсы (Core Courses) и курсы продвинутого уровня (Advanced Courses). 7 базовых курсов преподаются в режиме он-лайн и являются доступными для всех студентов, обучающихся в вузах-членах Университета Арктики: «Введе­ ние в циркумполярный мир», «Земля и окружающая среда циркумполяр­ ного мира» (в 2 частях), «Люди и культуры циркумполярного мира» (в 2 частях), «Современные проблемы циркумполярного мира» в двух частях). Целью базового блока дисциплин является академическая пропедевтика, обеспечивающая в различных интердисциплинарных полях формирование у студента базовых оснований для усвоения более углубленных дифференци­ рованных курсов. Успешно освоившие базовые курсы должны получить пред­ ставление об основных проблемах Севера, специфике северной идентичности, уникальности человека Севера. Продвинутые курсы, как правило, являются эк­ вивалентными семестру и сфокусированы на формирование у студентов специ­ альных знаний. В отличие от курсов базового уровня, на первый план выходит углубленная специализация дисциплин при сохранении принципа интердис- циплинарности. Примерами отдельных курсов продвинутого уровня являются

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz