Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.
60 РЫЖКОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА грамма приполярного регионоведения» (BCS) ведет свое начало с октября 2000 г., когда был выпущен сбалансированный учебный план по ее вне дрению. Программа бакалавриата, созданная усилиями ученых различных стран (80% программы разработано авторами, которые живут и работа ют на Севере, 20% - представителями коренных малочисленных народов Севера), нацелена на изучение различных аспектов Севера: северного климата, географии, населения, коренных народов, экономики, культуры, северных традиции, системы ценностей и т.д. Участниками данной про граммы являются Дания, Канада, США, Финляндия, Швеция, Норвегия, Ис ландия и Россия. Общее управление программой осуществляется на уровне 3 основных офиса, существующих в Университете Нурланда (г. Буде), в Го сударственном университете республики Саха и Сыктывкарском государ ственном университете. Преподавание осуществляется как в традиционной университетской системе, так и в режиме он-лайн, что позволяет распро странять данную программу и транслировать идеи северной идентичности практически по всему миру. С момента создания Арктического Университета, по данным отчета 2009 года, насчитывалось всего 95 выпускников программы. Интересно сравнить следующие статистические данные, иллюстрирующие рост инте реса к программе: в 2001-2002 гг. по программе обучались 63 студента, в 2008-2009 гг. - 2 781 студент. Структура программы включает в себя два основных компонента: базо вые курсы (Core Courses) и курсы продвинутого уровня (Advanced Courses). 7 базовых курсов преподаются в режиме он-лайн и являются доступными для всех студентов, обучающихся в вузах-членах Университета Арктики: «Введе ние в циркумполярный мир», «Земля и окружающая среда циркумполяр ного мира» (в 2 частях), «Люди и культуры циркумполярного мира» (в 2 частях), «Современные проблемы циркумполярного мира» в двух частях). Целью базового блока дисциплин является академическая пропедевтика, обеспечивающая в различных интердисциплинарных полях формирование у студента базовых оснований для усвоения более углубленных дифференци рованных курсов. Успешно освоившие базовые курсы должны получить пред ставление об основных проблемах Севера, специфике северной идентичности, уникальности человека Севера. Продвинутые курсы, как правило, являются эк вивалентными семестру и сфокусированы на формирование у студентов специ альных знаний. В отличие от курсов базового уровня, на первый план выходит углубленная специализация дисциплин при сохранении принципа интердис- циплинарности. Примерами отдельных курсов продвинутого уровня являются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz