Рыжкова, И. В. Современный университет в рамках европейского "Северного измерения": феномен интернационализации : монография / Инна Витальевна Рыжкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 167 с. : ил.

ФЕНОМЕН ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 59 ние выстраивать диалог в пределах разных межкультурньіх полей и культура «другого» начинает выступать как одна из смыслоообразующих ценностей. В этом плане можно говорить о значительном влиянии инструмента акаде­ мической мобильности на процесс развития личности студента. Наряду с этим, существующие в международных полях сетевые струк­ туры, подобные Университету Арктики, начинают также выстраивать и корректировать свое пространство через человека внутри того или иного региона: сети расширяются или сужаются, приобретают новое либо обнов­ ленное, более жизнеспособное содержание на уровне курсов и программ, расширяют спектр форм и методов работы с различными целевыми группа­ ми в разных культурных полях. При этом принцип обратной связи, система мониторинга программ, позволяющая отслеживать мнения преподавателей и студентов как участников различных проектов и программ, способствуют гибкости и общей динамике существующих в образовательных полях сетей. Учебные программы, предлагаемые сетью на межкультурном уровне, как правило, строятся на основе учета образовательных запросов и потреб­ ностей студентов вузов-партнеров. Региональный характер, отраженный в содержании учебных программ данной сети, безусловно, способствует ее устойчивому развитию. Совместные образовательные программы реализуются, разумеется, не только в поле UArctic, но и в других мировых и региональных сетях. Рас­ суждая об участии российских вузов в совместных образовательных про­ граммах, стоит заметить следующее. Методика внедрения совместных образовательных программ, предполагающая наличие договорных отно­ шений между партнерами и лидерство одного из них, является наиболее распространенной в отечественных вузах. Как отмечает М.В. Артамонова, по данным на 2008 г., в России 715 высших учебных заведений имели до­ говоры в области образования с иностранными партнерами, в том числе 546 государственных и 169 негосударственных вузов. 104 высших учебных заведения и 3 филиала реализовывали совместные программы. Всего реа­ лизовывалось 345 совместных образовательных программ, в которых обу­ чалось 168 958 студентов (2,3% от общего количества)80. Нас же интересуют именно те совместные образовательные програм­ мы, которые реализуются в рамках «северного измерения», а именно в границах БЕАР, в связи с чем остановимся на характеристике отдельных академических программ, непосредственным участником которых яв­ ляется Мурманский государственный гуманитарный университет. «Про­ 80 Артамонова М.В. Реформа высшей школы и Болонский процесс. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2008 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz